281

21 августа 2022 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Георгиевском храме Старой Руссы.

По окончании богослужения было совершено славление перед иконой Преображения. Господня, затем владыка Арсений обратился к молящимся со словами проповеди:

«Дорогие братья и сëстры, мы с вами продолжаем находиться в свете праздника Преображения Господня. Вновь и вновь мы устремляем свой взор к тому событию, которое легло в основу этого праздника. Евангелие рассказывает о том, как Христос незадолго до Своих вольных страстей взошёл на гору вместе с ближайшими учениками для молитвы. И в какой-то момент ученики, пробудившиеся от сна, увидели славу Божию. Они увидели, что лицо их Учителя просияло как солнце, всё вокруг было залито нетварным, Божественным светом. И также увидели предстоящих Моисея и Илию, пророков древнего мира, которые стояли возле Христа и говорили с Ним о том, что Ему надлежало совершить в Иерусалиме. В свете Царствия Божия, которое открылось ученикам, легко было подумать, что вот оно, наступило это Царство, и захотеть всеми силами остаться здесь. Это и выразил апостол Пётр от лица всех учеников, бывших свидетелями Преображения: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17: 4). И после этого они слышат голос Бога Отца, Который подтверждает богосыновство Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 17: 5).

В этом событии, так, как оно описывается в Евангелии - явление Славы Божией, глас Бога Отца и древние пророки, предстоящие Христу - всё говорит о том, что Царство Божие начинается здесь и сейчас. И ученики легко могли подумать, что Христос действительно тот Царь, который ожидался их народом. Но народ иудейский ожидал земного владыку, земного царя, и они думали, что Он воцарится в Иерусалиме и будет царём над Израилем и над всем миром. Вот такого Мессию, то есть Христа, Царя-Помазанника, ждал израильский народ. Казалось бы, вот Он пришёл, этот Царь, и апостолы вдохновились этим. Но в тоже самое время они услышали то, что противоречит всем их представлениям об этом Царе - о том, что Ему надлежит войти в Иерусалим, быть убитым и в третий день воскреснуть. Об этом говорит им Сам Христос. Но как это так? Почему? Разве может такой великий чудотворец, Сын Божий, Который сейчас так явно дал знать о Себе, как о Творце неба и земли, в Фаворском свете, так бесславно, так ужасно закончить Свою жизнь? Не может такого с Ним приключиться!  Я думаю, именно так мыслили ученики и тайно надеялись, что Он победит всех Своих врагов. Тот, Кто воскрешает мëртвых, Кто исцеляет увечных, слепых от рождения, хромых и глухих, сделает всё, чтобы с Ним ничего не произошло. И тогда наступит Царство Израилево, обещанное пророками, которые возвещали наступления этого Царства, а ученики ждали его вместе со всем своим народом.

И вот, если мы посмотрим на икону Преображения, то сможем увидеть, что она соотносится с иконой Распятия, потому что именно в свете последующих событий можно понять то, что сейчас происходит на горе Фаворской. В скором времени Христа вместо царского трона в Иерусалиме будет ожидать Крест. И тоже гора, и тоже предстоящие и беседующие с Ним, но уже не святые пророки, а разбойники. А вместо света Фаворского - Голгофская тьма, и устрашившиеся воины вместо устрашившихся учеников. И верно обратное - истинный смысл этих трагических событий можно понять именно в свете того, что сейчас происходит на Фаворе. «Да егда Тя узрят распинаема», - поём мы в песнопении, то есть, когда ученики увидят Тебя распятого, «страдание убо уразумеют вольное», - тогда они поймут, что это добровольное страдание. Христос сделал Свой выбор, и этот выбор - отдать Свою жизнь ради спасения мира. Как в другом месте Писания Он говорит, что никто у Него душу, то есть жизнь, не забирает, но Он Сам отдает её ради жизни всего мира. И как бы горестно, как бы тягостно, как бы отчаянно ужасно ни представлялось всё, что происходит на Голгофе, но Фаворский свет должен был напомнить ученикам о том, что Христос ради этого и пришел в этот мир. И Царство, которое Он возвещал, это не земное царство в Иерусалиме, а это Царство Божественной любви, Которая Себя отдает ради жизни, спасения и воскресения всего мира.

Свет, воссиявший на Фаворе, вновь явился ученикам уже от Воскресшего Господа. Это тот свет, который осиявает всех святых, подвижников, всех верных учеников Господа, всех, кто следует за Ним, уверовав в Него. И последовав в своей жизни за Ним, все мы в той или иной степени были причастниками этого света в моменты, когда особо ощущали прикосновение Божественной благодати, такой, что одухотворяет, вдохновляет, помогает нам в этой жизни. Она делает нас способными легко жить со Христом и препобеждать грех. Такие мгновения редки, но они были. Каждый из нас может вспомнить эти моменты в нашей жизни. Но как апостолы, которые были со Христом на Фаворе, не могли там остаться вечно, а должны были спуститься с этой горы туда, где их ждали страдания, проблемы, человеческие просьбы о помощи, просьбы об исцелении бесноватого отрока. Также и мы можем сказать, что «хорошо нам зде быти», когда мы со Христом, в храме, у Чаши, или в Пасхальную ночь, или на любой Литургии, или предстоим Ему в молитве и ощущаем особое действие благодати. Но мы уходим из храма в этот мир, который лежит в страданиях, болезнях, в ужасах современной жизни, со всеми мучениями, войнами, несправедливостями. И от каждого из нас люди, встречающиеся с нами, ожидают частицы, искры этого света. Ожидают не холодного фарисейского равнодушия, укоряющего: «Ты неверующий», «Ты не постишься», «Ты в Церковь не ходишь, я с тобой не общаюсь», а теплоты, милосердия, сострадания, прощения, помощи...

Это то, к чему призваны все подлинные ученики Господа, которые пронесли свет Его Преображения и Воскресения и этим светом преобразили весь мир, распространив веру Христову. Ради этого и существует Церковь, чтобы преображать и дальше этот мир, преображать души и сердца человеческие. А Церковь - это мы, это каждый из нас. И Преображение должно начаться в нашей душе, в нашем сердце, оно должно стать уделом и людей, и той ситуации, которая окружает нас, того мира, который окружает нас. Будем стараться помнить всегда об этом, чтобы быть подлинными учениками Господа и свидетельствовать о своей вере, о своей радости, об этом свете добрыми делами, делами милосердия и сострадания, делами прощения и любви. Аминь».