250

20 августа 2022 года, в попразднство Преображения Господня, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в Никольском храме города Малая Вишера. В этот день горожане отмечали179-ю годовщину со дня основания города Малая Вишера.

После богослужения владыка Арсений обратился к молящимся с проповедью: «Дорогие братья и сëстры, сердечно поздравляю вас с продолжающимся праздником Преображения Господня, который, как почти все Господские и Богородичные двунадесятые праздники, имеет несколько дней попразднства. Все эти дни мы пребываем в свете этого торжества и размышляем о том событии, которое легло в основу этого праздника.

Слово «Преображение» означает «изменение образа», изменение внешнего вида. Событие, которое мы вспоминаем в контексте этого праздника, согласно евангелистам Матфею, Марку и Луке, произошло незадолго до страданий, незадолго до входа в Иерусалим. Господь Иисус Христос восходит на гору помолиться вместе с ближайшими Своими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном. Апостолы часто были свидетелями таких уединённых молитв их Учителя, поэтому вряд ли они ожидали чего-то необычного. Утомлённые восхождением на гору, они уснули, а когда вдруг открыли глаза, то увидели, что внешний вид Спасителя изменился таким образом, что стал светлым, как свет, и светом было всё вокруг. Более того, два древних праведника, пришедшие из иного мира, Моисей и Илия стояли рядом со Христом, беседуя о том окончании Его пути, которое ожидало Спасителя в Иерусалиме. И тогда апостолы услышали глас Бога Отца, Который провозглашает богосыновство Христа: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный... Его слушайте» (Мф. 17: 5). Ученики были вдохновлены светом Царствия Божия, которое открылось для них, так что Пётр не мог ничего сказать, кроме как: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17:4). А потом вдруг всё приняло свои привычные образы, перед ними стоял тот же самый Учитель и Господь. И когда они спускались с горы, Он сказал им: «Никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых» (Мф. 17:9).

Для чего происходит это событие, Евангелие не даёт прямого ответа. Но косвенно, по ряду свидетельств, можно понять, что это было нужно, прежде всего, ученикам, а именно тем, которых Господь избрал в качестве столпов будущей Церкви, трём ближайшим ученикам Петру, Иакову и Иоанну. И песнопения праздника так об этом и говорят: «Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», то есть, когда они увидят распятие Христа, они должны будут уразуметь, что всё это не простая трагическая случайность, не конец. Хотя это был ужас, хотя это было несчастье, но сквозь испытания, которые надлежало встретить лицом к лицу и Христу, и ученикам, воспоминание об этом свете, явленном на Фаворе за несколько недель до страданий, должно было укрепить их в эти тяжкие дни, а также напомнить другие слова Христа о том, что Он Сам отдаёт душу Свою ради жизни мира, никто не забирает у Него жизнь, а Он Сам отдает её (см. Ин. 10 : 17-18).

Свет Преображения благоговейно хранился в памяти свидетелей этого события на протяжении всей их последующей жизни. В частности, в своём Соборном послании апостол Пётр, обращаясь к христианам, говорит о том, что мы, т.е. апостолы, были очевидцами явления Сына Божиего, будучи свидетелями Его Преображения на горе, когда от великолепной славы принесся глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Он говорит также, что «мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (См. 2 Пет. 11:16-20).

Но тогда, на горе, свет Преображения необходим был ближайшим ученикам для того, чтобы они не потеряли окончательно веру, когда увидят распятие и смерть. Чтобы они не окончательно впали в отчаяние, а вспомнили о том, что Христос Сам об этом их предупреждал, что Он говорил о Царстве, но говорил совсем о другом, не о том, каким люди представляли себе Царство Божие. Чтобы апостолы, вдохновлённые этим светом, могли дожить во Воскресения Спасителя и вновь увидеть Его в этом свете присносущном, но уже как победителя смерти, разрушителя ада, Спасителя, Который Себя отдал ради жизни мира.

Но событие это происходит не для одних учеников, а для всей Церкви, для каждого из нас. Вообще всё, о чём рассказывает Евангелие, происходит для каждого из нас. Мы говорим о Преображении, свет его – присносущный, свет Божественный, который когда-то вызвал этот мир из небытия в бытие, который явился в этом мире ради спасения этого мира, чтобы просветить и освятить каждого человека. Это Свет, Который даже воссиял в аду, чтобы разрушить его и спасти тех, кто ожидал спасения. Он воссиявает и в нашей жизни, мы чувствуем Его присутствие, быть может, незримо, но ощущаем душой, когда ощущаем близость Божию, когда бываем вдохновлены свыше, когда чувствуем, что нашего сердца коснулась благодать. Это такие чувства, которые, я думаю, знакомы каждому человеку. Когда мы приходим к вере, мы переживаем такие ощущения. Часто чувство особенного Божиего присутствия нас посещают на Пасху, или во время Причастия, или в уединённой личной молитве, в предстоянии Богу. Иногда, может быть, в служении ближним, когда человек отдаёт себя. Когда он что-то делает для ближних, служит им, то он открывает для себя радость и присутствие Бога в своей жизни. И это вдохновляет и укрепляет его ещё больше идти по пути спасения.

Так или иначе, это отблеск того Фаворского света, к которому нам тоже дано прикоснуться в этой жизни для того, чтобы мы помнили об этом, чтобы мы укреплялись, вдохновлялись и следовали ему, имея ориентиром всей своей жизни Господа Иисуса Христа, проповедующего любовь, спасение и мир с Богом и ближними. Сквозь все страдания и ужасы этого мира сияет свет Христов, потому что сказано в Евангелие, что тьма его не сможет объять. Мы видим на протяжение всей истории тьма будто бы оспаривает у света право на господство в этом мире. Страдания, жестокость и несправедливость царят на земле. Но свет воссиял во Христе, Он уже явился в этом мире, и тьма Его не сможет никогда объять. Будем об этом помнить так же, как и о том, что последнее торжество за Ним, за Светом, Который прогонит и тьму, и страдания, и весь грех. И в Преображении нам даётся обетование этого последнего будущего Преображения и нас, и всего мироздания, так, как замыслил об этом Господь. Будем стремиться к этому уже сейчас, преображая свои сердца, преображая свою жизнь, служа Богу и ближним, стремясь исполнять заповеди Христовы о любви, о милосердии, о сострадании, снова и снова обращаясь к Нему, к нашему Путеводителю: «Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный по молитвам