294

3 апреля 2022 года, в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Ивановское Старорусского района.

После Евангелия владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие братья и сёстры! Только что мы слышали Евангелие, в котором рассказывается об исцелении Господом Иисусом Христом бесноватого отрока. Последние слова из этого Евангельского отрывка повторяют то, что было сказано и в прошлое воскресенье, когда Христос открывает ученикам истинный смысл Своего пришествия в этот мир. Все иллюзии должны исчезнуть, все, кто видел в Нём земного царя, разочаруются. Он говорит о том, что Сын Человеческий будет предан в руки человеческие и убьют Его, и Он в третий день воскреснет. И этими двумя чтениями, прошлого и этого воскресенья, Церковь нас готовит к Страстным дням, которые предшествуют празднику Светлого Христова Воскресения, чтобы мы вместе с учениками последовали за Христом до конца. Но в отличие от учеников, которые тогда мало понимали, зачем пришёл Спаситель и что ждёт Его в Иерусалиме, нам с вами в литургических событиях Церкви несравненно легче пережить эти дни. И не только потому, что мы не являемся напрямую свидетелями тех событий, но и потому, что мы знаем уже, что Голгофа - не конец, что Крест Христов - это не поражение, а напротив - символ Его победы, символ Воскресения и знамение нашего спасения.

Обратим внимание на событие, о котором повествует евангелист Марк, а именно на исцеление бесноватого отрока. И когда отец этого отрока говорил, что даже ученики не смогли исцелить его, но - «если Ты сможешь, соверши это», Христос говорит ему: «Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» (Мк. 9:23). Эти слова обращены не только к действующему лицу этого рассказа, но к каждому из нас. Когда мы оказываемся в тяжких обстоятельствах, каких-то мучительных испытаниях, когда кажется, что неоткуда нам ждать помощи (и в самом деле, неоткуда, по-земным представлениям), то Господь говорит: «Не отчаивайся, только веруй, всё возможно верующему». И отец отрока отвечает: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:24). С одной стороны, этот человек исповедует свою веру, а с другой просит помощи, укрепления этой самой веры. И тогда Христос совершает то, что все от Него ожидали, так как Он воистину Врач душ и телес наших, Ему подвластно, как Господу, всё в этом мире. И тем более Он имеет власть над врагом, над духами злобы поднебесной, которые во всех подобных случаях, о которых рассказывает Евангелие, бегут от Него, как от огня опаляющего.

И этот рассказ открывает нам ещё одну важную правду об этом мире, который, в результате вошедшего в этот мир зла, оказался оторванным от Бога. Изначальный замысел Творца не был исполнен, когда Адам открыл двери в этот мир для зла. Тогда и сам человек лишился вечной жизни, и мир подвергся, можно сказать, оккупации темных сил, которые с тех пор безраздельно властвовали в земной истории. От этих сил мы и просим избавить нас Господа каждый раз в конце молитвы «Отче наш».

Христос явился в этом мире, чтобы восстановить первоначальный порядок и изгнать самозваного князя мира сего, который захватил то, что ему не принадлежит. Власть над этим миром принадлежит только Богу, как Господу всего видимого и невидимого, и человек, созданный по образу Божию, должен был, как венец творения и как священник, стать во главе этого мира, чтобы соединить его с Богом. И вот Христос, новый Адам, как называет Его апостол Павел и святые отцы, пришёл для того, чтобы исполнить то, что не смог сделать Адам первый, исправить то, что было сделано, а также исцелить этот мир, изгнать мучителя, связать его, лишить силы.


-цитата-

«Если же мы ведём в нашем сердце невидимую брань со злом, если мы становимся под знамёна Бога, искореняя чёрствость, жестокосердие, способность ненавидеть кого бы то ни было, тогда мы - Божии, тогда мы – Христовы».

Епископ Арсений


Евангельские эпизоды, которые повествуют об исцелении бесноватых, не что иное как яркие знамения того, что явился истинный Господь, истинный Хозяин этого мира. И та нечисть, которая когда-то властвовала над творением Божиим, теперь бессильна. В частности, знамением этого являются и запретительные молитвы, которые непосредственно перед Таинством Крещения читает священник. В этих молитвах говорится, что диавол и ангелы его больше не имеют власти над этим творением Божиим, над человеком, который приступает к Таинству Крещения. А после и сам крещаемый торжественно отрекается от диавола и всех ангелов его. И с этого момента он - свободен, он спасён Христом от этой власти тьмы, если только человек сам себя вновь не предаст этой тьме.

Христос явился в мир, чтобы спасти и освободить нас от этой власти, от всякого зла. И, в частности, сегодняшнее чтение говорит нам непосредственно о том, что власть зла должна быть сокрушена. Она начала сокрушаться с пришествием Христовым. И этот процесс закончится тогда, когда Христос снова явится в этом мире, и царствию Его не будет конца. Тогда будет новое небо и новая земля, как говорит об этом апостол Пётр (см. 2 Петр. 3:13; Откр. 21:1). Мы оказываемся в уникальном положении, продолжая жизнь в этом мире, и, в то же время, через Таинство Крещения, через Таинство Причастия, через веру во Христа мы уже соединены с Ним. И нам подаются все необходимые средства для достижения единства с Богом и для жизни вечной. В то же самое время, жизнь наша - это путь и борьба. И если человек отойдет от Бога, то потерпит поражение и снова подпадёт под власть тьмы.

Мы говорим о том, что Бог явился в этом мире, чтобы изгнать и сокрушить зло, и мы, христиане, все верующие в Него, в этом смысле становимся под Его знамёна, ведём невидимую брань, как говорят об этом святые отцы-пустынники. Но наша брань - именно со злом в своём сердце. Хотя мы чаще всего обращаем внимание лишь на внешнее проявление зла - на расстроенность, которая существует в творении, которая проявляется в страданиях, в болезнях, в войнах. И мы не замечаем, что корень всего этого находится в душе, в сердце каждого человека, начиная с первых людей, в которых зло пустило корни.

Если мы допускаем в своём сердце победу зла над добром, то зло торжествует и в окружающей нас жизни. Поэтому самое важное и реальное, что может сделать каждый из нас -  это побороть зло в своём сердце. Если мы в своем сердце допускаем ненависть, неспособность прощать, презрение к людям по национальному, религиозному, по любому другому признаку, то мы служим не Богу, а злу. В таком случае мы оказываемся, на самом деле, не Христовыми, хоть мы и называем себя православными христианами.

Если же мы ведём в нашем сердце эту невидимую брань, если мы становимся под знамёна Бога, искореняя чёрствость, жестокосердие, способность ненавидеть кого бы то ни было, тогда мы - Божии, тогда мы - Христовы. Тогда мы - именно те, кем мы и призваны быть в этом мире, мы исполняем своё предназначение, исполняем Христовы заповеди и идём по пути к жизни вечной.

Вот то, о чём Церковь предлагает нам задуматься в эти воскресные дни, когда читаются такие замечательные отрывки из Священного Писания. Эти чтения формируют нашу духовную жизнь, настраивают её на нужную тональность. Они готовят нас к тому, чтобы не просто достойно встретить Светлое Христово Воскресение, но и всю нашу жизнь проводить достойно, по-христиански. И каждый Великий пост - это ещё одно напоминание об этом, это время, данное нам Богом, чтобы задуматься и обратить внимание на состояние наших сердец. Что же там царствует: тьма или же любовь, непрощение или же, наоборот, прощение, жестокосердие или же милосердие? Если мы действительно Христовы, то мы должны стремиться и делом, и словом, и молитвой к тому, чтобы Христос Спаситель был истинным Царём нашего сердца и всей нашей жизни во веки».