207

20 марта, 2022 года во 2-ю Неделю Великого поста, свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После Евангелия владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Дорогие братья и сестры! Как мы с вами знаем, каждое воскресенье Великого поста посвящается тому или иному празднику, событию или святому. Нынешнее воскресенье посвящено памяти святителя, жившего в XIV веке в Византии, а именно святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского. В первое воскресенье, которое называется Торжеством Православия, мы вспоминали событие, произошедшее в 843 году, когда на соборе в Константинополе было утверждено почитание святых икон и символично установлено празднование Торжества Православия, как победы Церкви над всеми ересями и расколами. Установление памяти святителя Григория в XIV веке, после его кончины, во второе воскресенье Великого поста по смыслу продолжает тему Торжества Православия. Потому что именно в учении святителя Григория, в его богословском и мистическом опыте, как в призме отразились святоотеческие идеи, характерные для всего Священного Предания Православной Церкви.

Об этом можно очень долго говорить, но обратим внимание сегодня на Евангельское чтение, потому что вместе с тем, что каждое воскресенье Великого поста посвящается тому или иному святому или событию, существует и особенное посвящение каждого воскресенья, отражаемое в Евангельских чтениях. Как это также видно и в Евангельских чтениях после Пасхе, когда каждое воскресенье называется в соответствии с темой Евангелия, прочитанного в этот день - например, «Неделя о Фоме», «Неделя жён-мироносиц» и так далее. Более древнее посвящение великопостных воскресных дней тоже носит этот евангельский характер. И это легко понять, если вспомнить, что Великий пост формируется очень рано, и первоначально это, преимущественно, крещальный пост. Это пост, прежде всего, для тех, кто накануне Пасхи, в Великую субботу, согласно традиции, собирались принять Крещение. Но Крещение в древней Церкви было событием общецерковной важности, торжеством для всей христианской общины этого города, а не просто частной требой. Поэтому и подготовительный период вместе с оглашенными, которые собирались креститься перед Пасхой, проходила и вся Церковь.

В «Учении Двенадцати апостолов» говорится, что перед Крещением следует поститься хотя бы несколько дней, и поститься должны и те, кто крестится, и те, кто совершает Крещение, «и, если могут, некоторые другие». Вся Церковь вместе с будущими её новыми членами совершала этот подготовительный путь, во-первых, из чувства единства и любви, а, во-вторых, из тех соображений, что Сам Господь даёт каждому христианину пример поста Своим сорокадневным постом в пустыне. Ведь и личную аскезу, практику воздержания, борьбы с собою, с грехом в своей жизни также никто не отменяет. И, наконец, из тех соображений, что пост - это время, когда наиболее удобно практиковать основную христианскую добродетель - любовь, проявляемую в качестве милостыни. Таким образом, ограничивая себя в реальном потреблении продуктов, христиане могли делиться с неимущими. Поэтому почти сразу же этот пост, помимо поста для крещающихся, стал постом и для всех верующих.

Церковь с любовью приняла эту практику и содержит её до сих пор с древних времён. И воскресные Евангельские чтения в Великом посту, судя по их содержанию, скорее всего, имели своим адресатом именно оглашенных, но вместе с тем и всех христиан, которые когда-то приняли Крещение. В течение этого периода они напоминали себе, как и мы должны напоминать себе сегодня, о начале своего духовного пути, о тех обетах, которые мы приносим Богу в Таинстве Крещения.

И вот, эта ежегодная практика церковной педагогики была обращена ко всей церковной общине. И если мы обратимся к Евангелию прошлой недели, то мы увидим, что там повествуется о призвании учеников, согласно Евангелию от Иоанна. У Христа уже появились первые ученики, это Андрей, Иоанн и Симон Пётр. В этом же чтении говорится о призвании Филиппа и Нафанаила. Сказано, что Филиппа Сам Господь находит и говорит: «Иди за Мною» (Ин. 1:43). Действительно ли Господь целенаправленно искал Филиппа или это была какая-то более-менее случайная встреча, хотя у Бога нет ничего случайного, мы не знаем. Филипп, оставив всё, последовал за Христом. Уже в этом содержится указание: по-настоящему прийти к Богу можно только ответив на Его призыв. То, что мы сегодня в Церкви, то, что мы познали Бога и называемся православными христианами, всё это, по большей части, не наша заслуга, потому что Христос говорит в Евангелии в другом месте: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15:16). Господь нас призывает, мы вольны ответить, а можем закрыть сердце для Бога, но изначально это именно призвание - к истине, к жизни вечной, ко Христу. Это дар от Самого Спасителя, за который мы тоже должны Его благодарить. Господь нас нашёл, и мы ответили Ему в своё время, как апостол Филипп, последовав за Ним.

В этом же отрывке повествуется и о призвании Нафанаила, которого уже находит апостол Филипп и говорит, что они нашли Мессию, то есть Спасителя. «Мессия» буквально переводится как «Царь», по-гречески «Христос». Это Тот, Кого ожидал весь иудейский народ, как своего Спасителя и Избавителя. Но люди часто вкладывали в это представление вполне земной, конкретный смысл: это царь, который избавит их от всех врагов, вернёт им величие, как это было во времена царей Давида и Соломона. И когда Мессия появился, то многие люди последовали за Ним и кричали Ему в Иерусалиме: «Осанна», будучи под влиянием таких представлений. Они были готовы видеть во Христе такого царя из-за тех сложных и удручающих обстоятельств. Иудея была под властью и оккупацией Рима. Люди переживали это как национальную и духовную катастрофу. Как мог народ Божий, думали правоверные иудеи, который Господь оберегал со времён выхода из земли Египетской, защищал всю его историю, вдруг оказаться в столь плачевном и удручающем состоянии? Этого не должно быть, это какая-то временная несуразица, должен явиться Царь, который всё исправит и переменит.

И вот Нафанаил, человек вполне разделявший такие представления, вдруг слышит от своего друга Филиппа: «Мы нашли Мессию!», - то есть того самого царя. А когда он услышал, что Христос из Галилеи, где прошло Его детство и юность, то ответил свойственным иудейскому национализму сарказмом: «Что может быть хорошего из Галилеи?» И услышал только простые слова: «Пойди и сам посмотри». Филипп уговорил своего товарища прийти ко Христу, буквально привёл его за руку. И когда Нафанаил встречается лицом к лицу со Спасителем, мы видим, что эта встреча, как и многие другие в Евангелии, переворачивает человека. С первых слов Христос его обезоруживает. Нафанаил обескуражен, он понимает, что это не простой человек - Он знает его глубокие, сокровенные тайны, его помыслы, то, чем он живёт. И на вопрос, откуда Он это знает, Христос ему отвечает: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя» (Ин. 1:48). Непонятный нам ответ, но смысл был понятен, по-видимому, только Нафанаилу, самому собеседнику Христа. Авторитетные толкователи Евангелия полагают, что речь идёт о молитве, что Нафанаил именно под смоковницей незадолго до этого молился Богу и молился, может быть, об избавлении Израиля, о том, чтобы пришёл Мессия. То есть то, о чём мог знать только Нафанаил и Бог, открывает Нафанаилу Христос, словно говоря: «Я знаю тебя, Я видел тебя, Я слышал тебя». Нафанаил падает перед Ним, со словами «Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев» (Ин. 1:49).

Образ этих учеников может быть образом обращения, начала духовного пути каждого из нас. Кто-то без слов и без рассуждений сразу открывается для Бога, следуя за Ним. А кто-то должен пройти через какой-то скептицизм, какое-то недоверие, какое-то размышление, но, в конце концов, тоже преображается из скептика в ученика Христова. И такое преображение - это то, что происходит с нами. Это должно произойти в начале нашего духовного пути, но для кого-то это преображение и покаяние может растянуться на более долгий период, может, даже на всю жизнь. И тем не менее это образ нашего призвания следовать за Спасителем.

Сегодняшнее Евангелие повествует об исцелении расслабленного, когда Христос проповедует в Капернауме, в каком-то доме, скорее всего, Симона Петра. И вот, друзья этого расслабленного, то есть парализованного человека, разобрав кровлю дома, спускают к ногам Спасителя одр, или носилки, на которых лежит расслабленный, и по их вере Христос исцеляет этого человека. Учителя, книжники и фарисеи, которые присутствуют здесь, услышав слова: «Прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5), - думают, что Он богохульствует, потому, что отпускать грехи может только Бог. И Христос отвечает: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк. 2:9). Да, сказать, что отпускаются тебе грехи, может любой человек, но где показатель, как проверить, не шарлатан ли этот человек, не ложный ли духовный лидер, претендующий на какую-либо власть? А вот сказать: «Встань и ходи», - может только Тот, Кто является Владыкой жизни и смерти, Сотворившим человека, Тот, Кто может вернуть ему здравие одним Своим словом. И после слов: «Встань, возьми постель твою и иди в дом твой» (Мк. 2:11), - мы видим и духовное, и физическое преображение расслабленного человека, который встаёт, берёт на свои плечи одр, на котором только что лежал и идёт.

Опуская комментарии к каждой детали, посмотрим лишь на главный смысл, который Церковь доносит до нас. Главное послание нынешнего Евангельского чтения заключается в том, что Христос Спаситель - есть истинный Врач душ и телес наших. Напомню также о том, что в греческом языке слова «врач» и «спаситель» это одно и то же слово. Спасение понимается, в первую очередь, как спасение духовное, «Сотер» - и Спаситель, и Целитель. Отсюда, например, и слово "сотериология" - учение о спасении. Иначе говоря, Христос Своим словом возвращает и духовное, и телесное здравие человеку, и для каждого человека с его как духовными, так и физическими немощами, по большому счёту, есть только одно твёрдое упование - это Сам Христос, Который приносит нам истинное исцеление - спасение.

В этом отрывке проскальзывает представление о связи между греховностью и болезнями человека, когда Христос говорит: «Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?» (Мк. 2:9). Многие иудеи верили, что между тяжёлой болезнью и грехами конкретного человека есть самая прямая связь, и болезнь рассматривалась, как наказание за грехи. Но уже в Ветхом Завете есть свидетельства о том, что не всё так просто и однозначно. История праведного Иова как раз свидетельствовала об обратном. Христос же в данном месте не отрицает взаимосвязи между греховным повреждением всего человечества в результате первого падения прародителей и последующих грехов людей, с тем печальным положением, полным страданий, болезней и смерти, в котором род человеческий находится. И поэтому чтобы исцелить расслабленного, Он отпускает его грехи. И тем более понятно, почему это чтение предлагается при подготовке ко Крещению, в котором люди омываются от грехов и возрождаются для Бога, для жизни вечной. Именно Христос, как для оглашаемых в древности, так и для нас с вами, указуется Церковью как истинный Спаситель и истинный Врач душ и телес наших.

Он может исцелить, изгнать расслабленность, весь духовный паралич с нашими духовными немощами, нашу неспособность к добру, наше стремление жить во грехе, злобе, в ярости с презрением к ближним. От всего этого исцеляет и спасает нас Христос, к Нему устремлены наша вера, упование и любовь. Он является нашим Спасителем, который берёт нас за руку, поднимает от одра и ведёт за Собою к Воскресению в жизнь вечную. Но этот путь не будет простым ни для кого - об этом будет говориться в следующее воскресенье, Крестопоклонное. Следование за Христом - это путь несения креста. Но именно этот путь и открывает человеку врата Воскресения, и со Христом мы можем всё преодолеть. К этому нас призывает Церковь, она учит нас этому в течение всех этих Великопостных воскресений.

Сегодня, как и в предыдущие два воскресенья мы, по благословению Святейшего патриарха Кирилла, собираем материальную помощь беженцам с Донбасса. Русская Православная Церковь оказывает им всяческое содействие, и все собранные сегодня средства будут отправлены в общецерковный пункт сбора средств, чтобы помочь людям, оказавшимся в этой страшной и очень болезненной ситуации. Поэтому призываю вас сегодня принять участие. Тем более, как христиане мы и призываемся не только в дни Великого поста, но и постоянно, в течение всей нашей жизни проявлять не ненависть, а сострадание, не злорадство, а сочувствие, не вражду, а любовь».

По окончании Литургии от имени насельников и прихожан обители владыка Арсений поздравил с недавним юбилеем преподавателя и библиотекаря епархиального центра подготовки церковных специалистов (НДУ) при Свято-Юрьевом монастыре - Гаврилову Любовь Алексеевну.