240

6 марта 2022 года, в Неделю сыропустную, в день воспоминания Адамова изгнания или Прощеное воскресенье, епископ Арсений, совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.
На Литургии после чтения Евангелия владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Сегодняшнее воскресенье называется «Прощёным», это название происходит из церковной традиции в канун Великого поста просить прощение друг у друга. Однако в церковном уставе этот день называется «Неделей Адамова изгнания». Таким образом, грядущий пост, который есть время покаяния, сегодня получает необходимую тональность.

Если мы обратимся к сегодняшнему евангельскому чтению, то казалось бы оно настолько очевидно и знакомо, что не нужно было бы и напоминать нам это место из Нагорной проповеди каждый год накануне Великого поста (Мф. 6:14-21). Ведь речь идёт о необходимости прощать, о необходимости молитвы. А вчера мы читали предшествующие этому месту стихи (Мф. 6:1-13), в которых говорилось о необходимости милостыни и опять же молитвы, когда Господь даёт ученикам, а вместе с ними и нам с вами, пример настоящей молитвы. Это молитва Господня,
«Отче наш», простая и в то же время такая глубокая, значимая и универсальная молитва, включающая в себя прошения обо всех наших материальных и духовных потребностях. Эту молитву мы читаем ежедневно, поём торжественно на Литургии перед причастием. Это самая древняя и долгое время чуть ли не единственная христианская молитва (в I веке, наряду с псалмами).

Она воспитывает нас, призывает нас всегда помнить о том, Кто наш Отец, к чему Он нас призывает, как важно исполнять Его волю и прославлять Его имя. Хлеб, который Он даёт нам, это, прежде всего, Хлеб Евхаристии, причастие Христу, и в то же самое время в этом прошении заключены все наши насущные потребности. И вот, в этой молитве звучат слова: «Прости нам долги наши, якоже и мы прощаем должникам нашим». Как человек может обращаться к Богу с этими словами, если он затворяет своё сердце для ближних? Если он не способен простить даже незначительные поступки, какие-то слова или мысли, если ему показалось, что о нём плохо подумали, не так посмотрели. Некоторые люди живут этим, варятся во всём этом, и при этом называют себя православными христианами. Но не только эти мелкие прегрешения, которые относительно легко простить, христиане призваны прощать. Мы призваны к большему — к прощению вообще, к любому прощению.

Это достаточно сложно, потому что в мире много зла, и грехи против ближних могут быть очень тяжёлыми, если говорить, например, о военных действиях. Но Христос нигде не заповедует: «Око за око, зуб за зуб», эта заповедь осталось в прошлом, в Ветхом Завете. Спаситель говорит: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Что делает человека христианином? Именно вот эта способность приблизиться к Богу, к Его умению прощать нас, ведь Отец наш милосердный прощает всех, Его любовь простирается на всех. Христос пришёл в этот мир ради всех без исключения и прощает каждого человека, обращающегося к Нему. Кто же мы такие, если оказываемся способны не только таить злобу на соседа, но и ненавидеть каких-либо людей, нацию, цвет кожи, религиозное исповедание или какие-либо политические взгляды?

Можно не соглашаться с какими-то идеями, но нельзя никогда культивировать в себе ненависть по отношению к этим людям. Если же мы будем так поступать, то это сделает наше христианство пустым звуком, обёрткой языческого содержания. Но мы, следуя Христу, должны стараться покрыть любовью всех. Будучи не в силах не любить, станем хотя бы молиться за врагов, а будучи не в силах молиться, хотя бы не будем мстить, не будем желать зла. Начнём с этих простых шагов, это и будет путь, шествуя которым, мы соделываемся учениками Христа, сыновьями и дочерями Отца нашего Небесного.

Сегодня мы вспоминаем Адамово изгнание - историю первых людей, отказавшихся от Бога. И как бы мы ни понимали этот поэтический язык первых глав книги Бытия, буквально или аллегорически, но суть остаётся одна — человек сделал свой выбор, и это был выбор не в пользу Бога, а против Него. И следствием этого выбора оказалось всё несчастное состояние человека в этом мире: страдания, болезни, боль и смерть. Это был выбор Адама, но в каком-то смысле Адам это каждый из нас. И Христос приходит для того, чтобы спасти Адама и доходит даже до ада, чтобы взыскать, найти его там. «Адам, где ты?» - призывает Он всю историю, начиная от грехопадения и до Воскресения. И сейчас этот призыв обращён к нам. Если Христос снисходит до самого ада, чтобы спасти человека, значит, у нас есть надежда. Несмотря на всё зло, которое человек продолжает творить в этом мире, несмотря на те несчастья, на те страдания, которые существуют, несмотря на всё это Христос готов нас принять. Он готов нас спасти, если мы образумимся и встанем на путь, ведущий к Нему — на путь любви, покаяния и прощения.

И вот, каждый год Церковь напоминает нам об этом с новой силой накануне и в течение Великого поста. Ведь это такое время, которое призвано отрезвить нас, напомнить нам о наших христианских заповедях. Время, которое способствует исканию Бога, желанию встречи с Ним и для самой Встречи. И эта Встреча происходит не только в храме, не только в праздник Светлого Воскресения, не только в причастии Христу, но и в душе каждого из нас. Это происходит тогда, когда там побеждает добро, прощение и милосердие по отношению к ближним нашим. Об этом напоминает нам сейчас Церковь — о желании найти Бога, встретить Его, ощутить в своей жизни, осознать, что Он рядом с нами, прикоснуться к Его спасительному присутствию, с которым возможно преодолеть все испытания, все страдания, весь мрак и воскреснуть с Ним для жизни вечной.

Сегодня и в последующие два воскресенья во всех храмах Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, объявлен сбор пожертвований для беженцев с Украины и Донбасса, которых уже принимают в южных епархиях Русской Православной Церкви. Во многих епархиях организованы «горячие линии» и центры помощи людям, бежавшим от этих боевых действий, оставшимся без крова, потерявшим близких. О них мы молимся на каждой Литургии, как молимся о том, чтобы вся эта трагедия наконец-то прекратилась, чтобы пришел мир на эту многострадальную землю, и Господь не оставил бы ни украинцев, ни россиян, всех Своих верных чад, а примирил бы всех Собою. Будем помнить, что Он, Господь, мир наш, как говорит о Нём апостол Павел. Он примиряет нас, прежде всего, с Отцом, но и в Нём мы должны иметь мир друг с другом. Для христианина очень важно помнить это, а если мы забываем об этом и стремимся к противоположному, то мы перестаем быть христианами.

Как уже говорилось, Церковь не только деятельно помогает беженцам, но и молится о мире за каждой Литургией. Но сейчас, во время этого слова, мне вспомнилась ещё одна молитва, которая может быть молитвой каждого истинного христианина сегодня в эти непростые, полные скорби дни. Молитва, которая укрепляет и вдохновляет нас быть присутствием Божиим, Его орудием в этом мире, орудием добра, любви и милосердия. Эта молитва приписывается одному из западных святых, а именно Франциску Ассизскому. Но она ему не принадлежит, она появилась только в XX веке в Европе накануне Первой Мировой войны, и в скором времени, в 20-е, 30-е годы стала особенно популярной среди многих христиан. Известно, по крайней мере, что она была келейной молитвой архиепископа Иоанна (Шаховского), православного архиерея в Америке, и нашего российского духовника архимандрита Иоанна (Крестьянкина).

Вот она: «Господи, удостой меня быть орудием мира Твоего! Чтобы я вносил веру туда, где сомневаются, Надежду - где отчаиваются, Радость - где страдают, Любовь - где ненавидят, Вносил истину туда, где заблуждаются, Свет - во тьму. Господи! Удостой утешать, а не ждать утешения. Понимать, а не ждать понимания. Любить, а не ждать любви. Ибо кто дает, тот получает, Кто забывает себя, тот обретает, Кто прощает, тому простится, Кто умирает, тот проснется к жизни вечной. Аминь».