405

27 февраля 2022 года, в Неделю мясопустную, о Страшном суде, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в Воскресенском соборе Старой Руссы.

На сугубой ектении произносились особые прошения об умножение любви и читалась молитва о мире на Украине, на заупокойной ектении возносились прошения о пострадавших в дни гонения в начале XX века.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Всех вас, дорогие братия и сёстры, поздравляю с воскресным днём, а также передаю поздравление владыки митрополита Льва. По его благословению мы сегодня совершили богослужение в память новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые пострадали в ходе антицерковной кампании, начавшейся сто лет назад, 10 (23) февраля 1922 года. Это была кампания по изъятию церковных ценностей. К тому времени, в результате разрушенной экономики и гражданской войны, Поволжье охватил страшный голод, люди вымирали целыми деревнями. Большевистская власть ничего не могла с этим поделать. Но появилась идея использовать этот страшный, трагический момент для того, чтобы начать масштабные гонения на Церковь, а в идеале - уничтожить её.

Под лозунгами помощи голодающим, начинается грабеж храмов, аресты и расстрелы. Голод начался не вчера, и Русская Церковь последние полгода проводила сборы материальных ценностей, продуктов и денег для того, чтобы отправлять голодающим. Жертвовались все ценности, которые не имели богослужебного употребления (а это евхаристические сосуды), такие как оклады икон, кресты, драгоценные камни и металлы. Но когда началась эта большевистская антицерковная акция, то грубо и цинично было изъято всё. И это несмотря на то, что Церковь предпринимала усилия, чтобы своими силами собрать все возможные средства, а также чтобы выкупить те предметы, которые имеют богослужебную ценность, предоставив финансовый эквивалент. Православной Церкви было запрещено заниматься этим делом, все уже собранные средства были изъяты, а то, что оставалось в храмах, цинично и нагло изымалось, попиралось и ломалось. Есть свидетельства о том, что исполнители этой акции ломали ногами оклады с икон, оскверняли алтари, грубо и цинично вели себя по отношению к верующим - священникам и мирянам, которые ничего не могли сделать, а только плакали. А там, где проходили какие-то протесты и находились несогласные, было организовано жестокое подавление, вплоть до расстрелов на месте.

И вот, в ходе этой кампании Православная Российская Церковь воссияла многими мучениками и исповедниками. Известно, что Святейший патриарх Тихон проходил по делу о препятствии изъятию церковных ценностей, хотя мы знаем, что Церковь не препятствовала. Знаменитый Новгородский митрополит Арсений был отправлен в ссылку, из которой он уже не вернулся и умер в далекой Средней Азии. Был расстрелян митрополит Петроградский Вениамин и многие-многие священнослужители, архиереи, монашествующие и миряне в эти и последующие годы поплатились свободой и жизнью за свою верность Православию.

И именно сегодняшний день в храмах Русской Церкви по благословению Святейшего патриарха Кирилла проводится особое поминовение всех пострадавших в годину гонений. И также во всех русских храмах сегодня читается Патриаршее обращение по поводу столетней годовщины этих печальных событий.

И вот, братия и сестры, как уже было сказано, гонения начались, конечно, не в 1922 году, а уже раньше были преследования, появились страстотерпцы, мученики и исповедники. Но 1922 год дал импульс для невиданных по размаху гонений на Церковь, и в эти годы Православная Церковь России оказалась в ситуации небывалой для неё прежде. Только в первые века христиане подвергались преследованиям со стороны Римской империи. И только в первые века, до равноапостольного императора Константина, у Церкви был такой, скажем так, исторический опыт жизни и деятельности вне закона, когда государство не просто не признаёт, а активно гонит и стремится уничтожить Церковь. Но Римское государство было правовым, и не было таких масштабных и беззаконных расправ. В Древнем Риме были доносы на конкретного человека, и если поступал донос в законной форме, что такой-то гражданин - христианин, а именно это считалось преступлением, то тогда этого человека, а не всю общину, не всех христиан этой местности, вызывали на суд. Об этих мучениках и их страданиях мы и читаем в житиях. Это тоже было тяжёлое время, время испытаний, которое практически не оставляло в Церкви людей равнодушных, теплохладных, маловерующих. Первые христиане были людьми горячей веры, преданными Господу, потому что сама принадлежность к христианству уже ставила их жизнь под угрозу.

По прошествии долгого времени, когда Римская империя стала христианской, эти гонения забылись. Вновь о них вспомнили православные христиане на Востоке, когда Византийская империя пала, и на смену ей пришла Османская империя. И под игом неверных появились в Греческой Церкви так называемые «новые мученики», которые, как и христиане древности, страдали от иноверных. А трагедия Русской Церкви была в том, что её гонителями стали люди, формально, по рождению, православные, крестившиеся в наших храмов, изучавшие в детстве Закон Божий. И вот, большой вопрос для церковных историков, для пастырей и всех нас сегодня - как такое могло произойти? Как стала возможна эта трагедия столетней давности, которая как ураган прошлась по нашему Отечеству и изменила судьбы многих людей, разрушила историческую Россию и поставила под вопрос дальнейшее существование Православной Церкви в этой новой стране?

На начало Великой Отечественной войны только три архиерея в России были на свободе, несколько десятков, может быть, сотен священников, а все остальные были в лагерях, либо уже расстреляны.

Но, как не раз уже бывало в истории, когда казалось, что надежды ждать неоткуда, когда внешние гонители или внутренние нестроения, раздоры или ереси ставят под вопрос само существование Церкви, то неожиданно начинается новое возрождение, воскресение веры. Как сказал один западный христианский писатель: «Наш Господь знает, как выходить из могилы». Потому и Церковь всегда воскресает, что она основана не людьми, то не человеческое изобретение. Об этом говорят слова ее Основателя и Главы: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16:18).  И вот мы видим, что вся история христианства может быть выражена, как борьба врат адовых против Церкви. Борьба будет продолжатся пока стоит мир, но сказано, что ад не одолеет. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Историческое дело, которое начал в этом мире Сам Спаситель, и которое продолжает Церковь - проповедь Евангелия, проповедь любви, проповедь покаяния и жизни вечной - будет продолжаться пока мир стоит.
Также в эти дни и, в частности, сегодня на Литургии мы возносили молитву о жителях Украины, которая подвергается тяжёлым испытаниям. Я думаю ни один гражданин нашей страны не может остаться равнодушным к тому, что происходит в этой братской стране. Война, смерть, разрушения, страдания людей - всё это христианская совесть однозначно порицает и осуждает. И мы молимся о мире для Украины, молимся о том, чтобы Господь поскорее умиротворил враждующие стороны. Мы молимся за наших братьев, не за врагов, а за братьев. Чтобы Христос смилостивился над Украиной и над Россией. И чтобы над всеми нами всегда был Покров Его Пречистой Матери