14 января 2022 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти святителя Василия Великого, приход церкви святителя Василия Великого села Васильевское Новгородского района отметил престольный праздник. В этот день епископ Арсений совершил в храме Божественную литургию.
По окончании богослужения было совершено славление с молитвой святителю Василию. Затем владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Сегодня первое января по старому стилю, и мы совершаем празднование, которое является продолжением праздника Рождества Христова - Обрезание Господне. А также мы чтим память великого святителя и иерарха Церкви Христовой – Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской, которому посвящен этот храм.
Говоря о празднике Обрезания Господня, вспомним слова кондака: «Всех Господь обрезание терпит и человеческая прегрешения, яко Благ, обрезует, дает днесь спасение миру». Вот эта ключевая фраза, которая раскрывает празднование. В восьмой день было совершено все, положенное над младенцем по Закону Моисееву, точнее это даже более древнее установление, потому что завет с Авраамом уже был отмечен этим обрядом, когда младенцев мужеского пола обрезывали, а со времен Моисея, это стало знаком вхождения в народ Божий. В Ветхом Завете в этот момент мальчику давали имя. Христу Спасителю дали имя, возвещенное Деве Марии еще до Его зачатия во время Благовещения архангелом Гавриилом - Иисус, что значит Спаситель. Он получает имя, которое является радостью, надеждой для всего мира, которое говорит о том, что Бог спасает. А тот факт, что мы празднуем этот праздник как продолжение Рождества Христова, вновь возвращает нас к той самой радости явления Бога в этот мир, радости, что Он стал человеком ради нашего спасения.
Но почему же Церковь отдельно выделила этот день? Когда Церковь установила этот праздник, то это был ответ на богословские заблуждения – ереси того времени, когда некоторые не рассматривали воплощение, как совершившееся в реальности. Такие лжеучители считали, что Бог казался человеком, Он временно принял вид человека. Но христианство, Евангелие говорят о другом. Если Бог и человечество не встретились бы в лице Иисуса Христа, то между человечеством и Богом до сих пор лежала бы пропасть. Весь смысл нашей веры - это радостное утверждение и возвещение того, что Бог преодолел эту пропасть, Он стал одним из нас для того, чтобы нас причастить Своей Божественной жизни, чтобы сделать нас наследниками Своего Царства, Своей радости и любви.
Спасение, как оно понимается в Православной Церкви, это не просто прощение грехов, а, во-первых, возвращение к Богу, а во-вторых, обновление нашей падшей и поврежденной грехом человеческой природы именно через Боговоплощение, которое мы празднуем, которое является залогом нашей надежды. Поэтому этот праздник еще раз подчеркивает, что Бог Сын стал воистину человеком ради нашего спасения, что Он не только умалил Себя, став беззащитным младенцем, но совершил все положенное по Закону, в чем святые отцы видят пример и для нас, чтобы мы также совершали то, что учит совершать Церковь. Этот обряд, болезненный и кровавый, знаменует также и пролитие крови Христом за спасение всего мира. Все это вместе и выражается в словах церковного кондака: «Днесь спасение миру». Завершается это песнопение так: «Радуется же в Вышних и Создателев иерарх, и светоносный, Божественный таинник Христов Василий».
Так случилось, что первого января 379 года святитель Василий Великий скончался, будучи сорока девяти лет отроду. Последние годы его жизни, когда он стал святителем, были полностью отданы Церкви. И до этого воспитанный в христианской семье он с юности проходил церковные служения чтеца, диакона и пресвитера. И вот в 370 году паства избирает его своим архиепископом в Кесарии Каппадокийской. Это было очень тяжелое и неспокойное время, когда Восток раздирался ересями, и самой сильной была ересь Ария. Вся жизнь, все служение Василия Великого заключалось в том, чтобы защитить Православную веру. А суть того, что защищали святые отцы тогда, именно в том, о чем мы говорили ранее, что Бог воистину стал человеком, чтобы, по слову Афанасия Великого, другого защитника Православия IV века, «человек мог стать Богом», то есть спастись, обожиться, вернуться к Богу Отцу.
Жизнь святого Василия как святителя была многотрудной. Он должен был заботиться не только о своей пастве, но и о православных общинах в других городах, поддерживать пастырей, монашествующих и простых людей. Он написал много творений, в которых с предельной ясностью и филигранной точностью раскрывались богословские истины, утверждалась христианская нравственность. Он учил аскетике и был известным наставником мирян и монашествующих. Великим его стали называть чуть ли не при жизни, по крайней мере, сразу после его смерти. И среди отцов четвертого и последующих веков, он был одним из самых ярких, великих и почитаемых святителей и отцов Церкви.
И радостно, что этот святитель является покровителем этого храма и всех прихожан, и вы часто можете к нему обращаться, как мы сегодня обращались с молитвой о том, чтобы он благословил своим архипастырским благословением, укрепил бы нас и продолжал предстательствовать уже в вечности перед престолом Божиим».