245

В Великом Новгороде завершились XIX Знаменские чтения – региональный этап XXX Международных Рождественских образовательных чтений. Напомним, что Знаменские чтения приурочены к празднику главной святыни Великого Новгорода – древней чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Знамение». В этом году для конференции выбрали тему «К 350-летию со дня рождения Петра I: секулярный мир и религиозность».

В рамках Знаменских чтений работали несколько секций, в том числе, Молодёжная, организованная Отделом по делам молодёжи Новгородской епархии. И хотя выступали на ней с научными докладами опытные исследователи и серьезные учёные, рассказанное ими, безусловно, будет интересно и полезно и новгородским школьникам, и студентам НовГУ, и педагогам, и всем, кто интересуется историей Отечества и родного края.
Перед началом работы секции для её участников провели презентацию книг, посвящённых эпохе Петра I. Это были издания разных лет из фондов научной библиотеки НовГУ. В названии экспозиции звучат слова великого реформатора: «Жила бы только Россия во славе и благоденствии…».
Участников конференции приветствовал один из основателей Знаменских чтений, президент НовГУ Анатолий Гавриков, действительный член Петровской академии наук и искусств, Международной академии наук педагогического образования и ряда других академий.
В своем приветственном слове Анатолий Леонидович подчеркнул, что Знаменские чтения всегда дают возможность не только услышать доклады, но и поразмышлять, потому что каждый раз на них поднимаются «чрезвычайно важные для нашего общества и государства темы».
Отметим, что работа молодёжной секции велась в старом корпусе Гуманитарного института НовГУ, бывшем здании Новгородской духовной семинарии на территории древнего Антониева монастыря. Это знаковое место на протяжении многих веков остается центром просвещения и образования.
Интересно, что доклад руководителя молодёжного отдела епархии, священника Евгения Зайцева так и назывался: «Пётр I и Антониев монастырь».

Участники чтений говорили о личности Петра Великого, его взглядах и деяниях, а также об отношении к нему современников и потомков.

В названии доклада руководителя Гуманитарного института НовГУ, кандидата философских наук Даниила Крапчунова звучал вопрос: «Пётр I: начало трагедии?». Учёный рассказал о крайне негативном отношении к Петру как к антихристу, которое столетиями сохранялось в старообрядческой среде. С таким мнением ему не раз приходилось сталкиваться во время встреч с представителями разных старообрядческих толков и согласий в ходе научных экспедиций. При этом и в православной среде до недавнего времени воспринимали Петра I отрицательно - как того, кто ломал Церковь, вводя синодальное управление. Об этом свидетельствовали беседы исследователей с пожилыми жителями разных уголков российской глубинки в 1990-2000-ые годы. По словам Даниила Крапчунова, синодальный период воспринимался в народной среде как трагедия, которая привела к кризису святости. Не неслучайно в названии доклада звучал вопрос. Исследователь напомнил, что петровские реформы – на самом деле завершение того, что началось задолго до Петра, ведь тесные связи с Европой у Руси были всегда. Кстати, об этом говорили и другие участники чтений. Размышляя о мировоззрении императора, Даниил Крапчунов отметил, что его христианская идентичность выразилась в реформе календаря. «Пётр начинает летоисчисление с Рождества Христова, соответственно, имя Христа не было для него пустым», - подчеркнул исследователь. По его словам, Пётр I - «не начало трагедии, а лишь достойный сын своей эпохи, своего времени».

«Пётр I – Россия между Востоком и Западом»: так назывался доклад старшего научного сотрудника Санкт-Петербургского института истории РАН, доцента кафедры истории России и археологии НовГУ, кандидата исторических и экономических наук Ярослава Васильева. Он рассказал об увлечении Петра I Западом и его стремлении со всем «юношеским максимализмом» превратить Россию в Англию. По словам историка, Пётр железной рукой пытался загонять Россию «в светлое будущее по западному образцу». Однако фанатика из него делать не стоит: со временем Пётр сам многое осознал. Но если Ярослав Васильев назвал «всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор» Петра «кощунством», то Даниил Крапчунов предложил взглянуть на этот факт из биографии Петра с другой точки зрения. Он напомнил о смеховой культуре Средневековья, западноевропейских карнавалах, Детской Мессе и других традициях, которые не воспринимаются верующими на Западе как кощунство. По словам исследователя, смеховая культура, снижая пафос, позволяла людям острее почувствовать священное.

Директор музея НовГУ, кандидат исторических наук Николай Салоников рассказал о влиянии Петра I на развитие духовного образования в Новгороде.

Заслуженный работник культуры РФ, искусствовед, историк архитектуры и автор замечательных книг Людмила Секретарь выступила с докладом «Митрополит Иов и новгородская интеллектуальная элита».

Интересным, необычным и даже трогательным было выступление кандидата исторических наук Константина Десятскова, ведь он рассказывал о своем отце – писателе и историке, профессоре Станиславе Десятскове. Личность Петра I занимала особое место в творчестве Станислава Германовича, его эпоха была особенно интересна писателю. Константин Десятков рассказал о том, как его отец работал над созданием образов императора и его соратников. Напомним названия повестей и романов писателя: «Когда уходит земной полубог», «Персонных дел мастер», «Брюс: Дорогами Петра Великого», «Генерал-фельдмаршал Голицын», «Верховники», «Смерть Петра Первого».

Работу секции завершило выступление главного библиотекаря научной библиотеки НовГУ Натальи Морылевой. Она презентовала книжную выставку, посвященную императору экспозицию и виртуальную экскурсию «Пётр I в Новгороде».

Добавим, что все желающие могли посмотреть трансляцию работы секции. Запись сохранилась на Ютуб-канале Новгородского государственного университета, так что к ней можно в любой момент обратиться и пополнить свою копилку знаний по истории.

В 2022 году исполняется 350 лет со дня рождения Петра Великого, а значит, еще не раз у нас будет повод поразмышлять о его роли в истории России.