3 октября 2021 года, в Неделю по Крестовоздвижении, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом:
«Великие и двунадесятые праздники в нашей Церкви совершаются не один день, а в течение нескольких, и мы с вами до сих пор находимся в свете праздника Воздвижения Креста Господня, поклоняемся Христу и славим Его Воскресение. В сам день праздника мы слышали, что историческим событием, которое легло в основу празднования, было обретение матерью императора Константина Креста Господня в Иерусалиме в IV веке. Вскоре после этого Иерусалимский патриарх Макарий при стечении большого числа народа поднимал или воздвизал этот Крест над всеми людьми, при пении «Господи, помилуй». С тех пор этот обряд совершался на протяжении веков в Византийской Церкви и сейчас совершается во всех Православных Церквах в память об этом событии. Конечно, сам смысл праздника не совсем в этом, не в тех исторических событиях, которые произошли в IV веке, потому что поклоняясь Кресту, мы снова и снова духом и умом устремляемся к тем событиям, которые послужили нашему спасению. «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», - воспеваем мы. Предметом нашего поклонения, нашего устремления, нашей надежды является распятый на этом Кресте Спаситель и Господь Наш Иисус Христос, Который явился в этом мире для того, чтобы призвать заблудшее человечество. Явление Христа - это явление Божественной Любви, которая на протяжении всей истории человечества взыскует падшего Адама. Так мы читаем в Ветхом Завете, в том месте, где описывается, как человек уже отпал от Бога, Господь ищет его и возглашает: «Адам, где ты?». И вся история мира до Христа была этим поиском со стороны Бога заблудшего человечества. И как говорят песнопения Великой Субботы, «на землю сшел еси, да спасеши Адама, и на земли не обрете сего, Владыко, даже до ада снизшел еси ищай».
Воздвижение Креста Господня является, по сути, праздником, в котором мы снова вспоминаем и Крест, и Воскресение Господа. Интересно заметить, что праздник Преображения Господня совершается ровно за сорок дней до этого торжества, согласно же евангельской истории, Преображение было незадолго до страданий Спасителя. Неизвестно точно, что именно, в своё время, помешало отцам Церкви поместить праздник Преображения в начале Великого поста - возможно, сама строгость этого времени. Но за сорок дней до осеннего празднования Креста и Воскресения, в конце церковного года и совершается праздник Преображения Господня, как обетование конечного преображения этого мира в конце мировой истории, именно силой возлюбившего нас Господа.
«Крест воздвизается днесь, и мир освящается», - поется также в церковных песнопениях этого праздника. «Мир освящается», опять же речь не об обряде воздвижения Креста Господня, а о самой смерти и Воскресении Господа, этим освящается весь мир. Это и есть то самое истинное, подлинное Воздвижения Креста Господня, образом, или иконой, которого и является наш православный обряд Воздвижения Креста, когда мы совершаем его в рамках этого праздника.
Мы слышали, что сказано в Евангелие сегодня, в Неделю по Воздвижении, Господь говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8: 34). Как часто не только люди, далекие от Церкви, которые может быть и не слыхали этих слов, но и мы, православные христиане, не обращаем внимание на эти слова, они как бы не доходят до нашего сознания. Трудно найти более правдивые и суровые слова о том, каким должен быть путь христианина. Иногда люди, атеистически настроенные, говорят о том, что религия, в частности христианство, это утешение, это какая-то психологическая поддержка для слабых людей. Но вот мы читаем эти слова, «отвергнись себя, и возьми крест свой» (Мк. 8: 34). Человек, который честно относится к своей жизни, к тому, к чему призывает его Господь, конечно, не может внутренне не содрогнуться, потому что путь Христов, которым нас призывает следовать Церковь, это не путь земного величия, и даже не путь простого житейского благополучия, а это путь несения креста.
Но тайна христианства заключается еще и в том, что как бы страшно и бесславно, с точки зрения обычных человеческих представлений, не закончился путь Христа - в мучениях и страданиях, когда, казалось бы, дело, которое Он только начал созидать, должно было разрушиться вместе с Его смертью, тогда словно из небытия, словно из самого ада, оттуда, откуда невозможно было этому взяться - воссияла Божественная Любовь и спасение для всего мира. Вот о чем нам говорит Крест Христов. Смысл этого праздника, в свете которого мы с вами пребываем, заключается в этой тайне Божественной Любви. Любви, которая, хотя может быть и требовательной к человеку, и не снижающей высоты тех заповедей, которые изложены в Откровении, но однако же не останавливающейся ни перед чем для того, чтобы спасти человека. В этом - обетование и надежда для нашего совосстания со Христом для жизни вечной, если только мы следуем за Ним в этой жизни, взяв крест.
Будем помнить об этом, не будем отчаиваться, а будем, наоборот, полагаться на Бога во всех путях жизни нашей, принимая и хорошее, и безрадостное в нашей жизни как действия промысла Божия, воспитывающего, выковывающего нашу душу для вечности. А также задумаемся над словами святителя Иоанна Златоуста, который говорил о Кресте Христовом: «Воскресение и рождение бессмертной жизни сокрыто в Кресте; Царь рождает людям бессмертие, воссиявшее из ада». Аминь».
Затем было совершено славление Кресту Господню.