367

19 августа 2021 года, в праздник Преображения Господня, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в храме Преображения Господня на Нередице (церковь Спаса на Нередице).

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Варлаамо-Хутынском монастыре.

На Литургии после заамвонной молитвы был совершён крестный ход и прочитана молитва на благословение плодов.

По окончании Литургии владыка обратился с проповедью к молящимся: «"Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы" (1 Ин. 1:5), - эти слова принадлежат апостолу Иоанну Богослову, бывшему свидетелем Преображения Господня на горе, незадолго до страданий Спасителя. И также в его Евангелии есть слова, которые мы слышим в пасхальную ночь: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9), - это сказано о Христе. Вот в этих словах мы находим ответ на смысл события, которое мы вспоминаем сегодня со всей Церковью. Зачем Спаситель, незадолго до Своих страданий, взял ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна и возвел их одних на гору? Таинственное и необъяснимое событие, в смысл которого мы пытаемся проникнуть вместе с теми учениками, которые узрели в своем Учителе не привычного им наставника, а уже Господа неба и земли, Владыку жизни и смерти, Которому предстояли величайшие пророки Ветхого Завета и говорили об Его исходе. Конечно, слова о страдании, как и о Воскресении, не касались сознания учеников, и они представляли себе совсем по-другому то Царство, которое должно было открыться в Иерусалиме. И даже двое из присутствующих здесь просили у Христа первых мест в этом Царстве. Удивительный ответ милости Божией на эту просьбу, может быть, неразумную, но искреннюю по-своему, был явлен и в том, что эти ученики, Иоанн и Иаков, вместе с Петром, первенствующим апостолом, стали свидетелями этого необычайного события на фаворской горе.

Им было дано вкусить этого Царства, настоящего, истинного, которое грядет в мир, которое должно преобразить весь мир. И всего лишь предчувствие этого Царства уже настолько окрылило и вдохновило их, что они ничего не могли сказать, кроме того, как: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф. 17:4). То есть они были готовы остаться навсегда в свете это Царства. Господь явил Свою божественную славу ближайшим ученикам и, думается, что не только им, но и Моисею и Илие, величайшим пророкам, которые каждый в свое время служили Богу, жаждали встречи с Ним. Это был ответ на их молитвы, они видят здесь вместе с учениками лицо Бога, ставшего Сыном Человеческим. Отныне мир может узреть Бога, и это лик Господа нашего Иисуса Христа, воплощенная любовь, которая приходит в этот мир не ради того, чтобы установить земную монархию в Иерусалиме, как этого ожидали многие, а для того, чтобы наполнить мир и наши сердца Своим истинным Царством и вечной жизнью.

Не случайно подчеркивается, что в этот момент пророки говорят со Христом об исходе Его, в этом смысл и Ветхого Завета, который указывал на пришествие Спасителя, в этом смысл и для ближайших учеников, для будущих столпов Церкви, которым надлежало пройти суровые испытания. Но даже этот опыт Царства не помог Петру устоять в дни тяжких испытаний. Когда они спустились с горы, их снова встретил этот мир полный скорбей, болезней и страдания. Сам Спаситель вскоре пройдет через жестокие испытания, Гевсиманскую молитву, взятие под стражу, бичевание, страдания на Кресте, но, наверно, самое страшное для Него, это чувство богооставленности. Однако, когда Спаситель закрывает Свои глаза на Кресте, как пишет святитель Мелитон Сардийский, свет заблистал в аду. Так начинается победа над смертью, над адом, над всем страданием и горестями этого мира.

Она уже началась во Христе, свет пророчества об этой победе был явлен ученикам во время Преображения на горе Фавор. Как ученики вместе со Христом прошли через тяжкие испытания, так тяжкие испытания предстоят всем: и Церкви в этом мире, и каждому из нас в меру того креста, который мы несем. Мы не можем требовать от Господа, чтобы Он избавил нас от этих страданий, взирая на все, что совершено ради нашего спасения Христом. Но, когда нам кажется, что в мире ничего не остается, кроме страдания, ужаса и зла, то мы духовными очами всегда должны видеть этот свет Преображения, воссиявший на горе фаворской, этот свет, который по слову апостола и евангелиста Иоанна Богослова, есть Сам Бог, явившийся в мире ради спасения этого мира. О нём сказано, что он светит во тьме и тьма его не объяла, и не просто не объяла, а начавшееся Преображение закончится победой над этой тьмой, смертью и страданиями в этом мире, победой божественной любви.

Об этом знаменует Воскресение Христово, которое является началом нашего воскресения к жизни вечной. Об этом также пророчествуют и события Преображения. То, что ожидается за пределами истории, то, что ожидается в конце всех времен по слову Символа веры, «Его же Царствию не будет конца», уже было дано почувствовать ученикам в земной жизни. И это нам приоткрывается в Церкви. Не только святые, но и мы можем почувствовать, и ощутить себя в этом свете, в этом присутствии Божием, при чем в разных обстоятельствах: в пасхальные дни, на Божественной литургии, в совершении добрых дел, милосердии по отношению к ближним, в молитве, в милостыне, в прощении обид. В той или иной степени мы всегда способны ощутить присутствие этого света в нашей жизни, и этим светом живет Церковь на протяжении всей своей истории и будет жить, преображая души человеческие, преображая этот мир, и пророчествуя этим самым о последнем преображении всего мира».