484

7 июля 2021 года, в праздник святых отроков Иоанна и Иакова Менюшских, епископ Арсений совершил Божественную Литургию в храме Пресвятой Троицы деревни Менюша.

После причастия был совершен крестный ход и славление с молитвой святым праведным отрокам Иоанну и Иакову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня, в день Рождества Крестителя Спасова Иоанна, мы вспоминаем пророка и Предтечу, которому от Господа был уготован трудный и скорбный путь, путь быть гласом вопиющего в пустыни, чтобы приготовить путь Господу. Мы читали в Евангелии о рождестве Иоанна Крестителя, а церковное предание говорит, что после этих событий и после того, как царь Ирод искал убить младенцев в Вифлееме, Елизавета с будущим Предтечей, с младенцем Иоанном удалилась также в пустыню, потому что Ирод разыскивал и его. Царь умертвил его отца, священника Захарию, а младенец Предтеча и после смерти матери остался в пустыне, где готовился для последующего своего служения, быть провозвестником грядущего Царства Божия, указывать для своего народа путь к Агнцу Божиему, то есть ко Христу. Крещение Господа Иисуса Христа описывается во всех четырех Евангелиях, это было очень значимое событие для вступления Христа на проповедь. Орудием для этого знаменательного события послужил Предтеча, который приходился Христу родственником, потому что их матери Мария и Елизавета были сестрами.

Евангелие повествует о Крестителе еще однажды, когда царь Ирод, уже другой, сын того беззаконного Ирода, взял под стражу Иоанна за то, что он обличал его в греховной жизни. И этот последний пророк Ветхого Завета принял мученический венец за правду, за обличение греха, за верность Богу, будучи казнен царём Иродом. Однако Сам Господь сказал о нём, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). В памяти первых христиан и в последующих христианских поколениях образ Предтечи близок сердцу, он вместе с Богородицей на многих иконах предстоит Христу в молитве за весь род человеческий. Он учит нас постничеству, покаянию, правде Божией, верности заповедям, и мы, почитая его сегодня, должны делами засвидетельствовать наше почитание и любовь к этому святому человеку, Предтече и Крестителю Спасителя нашего.

Промыслительно сложилось, что в этот же день мы вспоминаем имена святых менее известных не только в России, но и даже в соборе Новгородских святых им уделено достаточно скромное место. О их жизни мы мало что знаем, кроме того, что это были праведные отроки, которые погибли еще в детстве, но Господь их прославил. Можно спросить: а за что?  У митрополита Антония Сурожского есть такие слова: «Нет больших и малых святых; есть только люди, которые сумели себя без остатка отдать в руку Божию... Одни сияют на весь мир, а другие, как теплящаяся лампада, как скромная свеча, горят перед лицом Божиим и освещают немногих. Святость одних понятна всем; святость других таинственна, порой непонятна, порой непостижима». Но тем не менее Господь зрит на сердца человеческие, у Него иной суд. Почти о всех святых мы говорим не только, как о наших молитвенниках, но и как о наших учителях, по слову апостола Павла, когда он пишет: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Поэтому первые христиане подражали вере апостолов, мучеников, впоследствии святителей.

Что же можно сказать в отношении святых праведных отроков? Очевидно то, что традиция почитания святых не заключается только в том, что мы поучаемся примером их жизни, но ещё нечто важное и глубокое существует в нашей православной традиции почитания святых, а именно духовная связь с этими людьми, как с живыми. Один из древних апостольских Символов Веры в конце имеет такие слова: «Верую в общение святых». На самом деле, Церковь верует в это общение, потому что, благодаря ему, мы молимся за всех живых и за всех ушедших от нас православных христиан, веруя, что те из них, кто получил дерзновение и возможность предстоять перед престолом Божиим, также молятся о нас. И вот в этом общении земной и небесной Церкви и выражается то, что сказано в этом древнем Символе, общение святых. Некоторые святые могут быть наиболее почитаемы, например, многие почитают, Николая Чудотворца, а других святителей, преподобных, может быть, меньше. Но в отношении святых отроков Иакова и Иоанна мы видим, что сюда никогда не зарастает народная тропа, и особенно в день их памяти всегда этот храм полон. Мы обращаемся к ним, прибегая к их молитве, как к источнику воды, если бы не было этой воды, кто бы прибегал? Есть ответ на наши молитвы, и кому дано это, особо чувствует, ощущает и благодарит Бога за это присутствие святых в нашей жизни: Иакова и Иоанна, всех святых Новгородских, святых земли Русской, святых Вселенской Церкви. Потому что все они наши братья и сестры, наши ходатаи, наши молитвенники, наши наставники, наши отцы и матери. Их молитвами Церковь земная совершает свое служение и будет его совершать непреоборимо адовыми вратами до скончания века».