346

27 июня 2021 года в Неделю Всех святых епископ Арсений совершил Божественную литургию в Софийском соборе Великого Новгорода. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словом: «Сегодня Церковь празднует память Всех святых. Это память как прославленных и почитаемых подвижников, так и тех, кто не был официально прославлен, но их имена знает Сам Господь. Уже с IV века было известно, что христиане празднуют память Всех святых после Пятидесятницы, а в VII веке этот праздник получает окончательное закрепление - в воскресенье после Пятидесятницы. Глубоко символично, что сразу после празднования сошествия Духа Святого на апостолов и рождения Церкви, мы прославляем Всех святых. Это соотносится с делом нашего спасения, совершённым Всей Святой Троицей. Бог Отец послал «Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Сын Божий, Господь Иисус Христос, приносит Себя в жертву за жизнь мира для того, чтобы мы имели с Ним жизнь, воскресение и седение одесную Отца. Также Христос обещал Своим ученикам: «Дам вам другого Утешителя, Который напомнит вам всё, чему Я учил вас и наставит вас на всякую истину». Это обетование о ниспослании Духа Святого исполняется в день Пятидесятницы, а вот уже плодом действия Духа Божия в Церкви и в истории является святость.

Прежде всего, это сама Церковь, которая рождает святых для Бога, для жизни вечной: апостолов, древних патриархов, пророков, праведников, мучеников, святителей, бессребреников, Христа ради юродивых, преподобных, новомучеников и исповедников наших -  весь сонм святых предстоит перед Богом в молитве за земную Церковь. Мы обращаемся к ним с молитвой и ходатайством о нас, а они как наши старшие братья указуют нам путь ко Христу самим своим примером, обликом и жизнью. Как бы показывая, что Дух Святой продолжает действовать во все времена, что Евангелие живо и действенно во все времена, и всегда люди, стремящиеся жить так, как заповедал Господь наш и Спаситель, могут возрастать для Бога и для вечности. Это предназначение для каждого христианина, и не стоит думать, что мы не должны стремиться к святости, наоборот, нужно помнить, что святые люди не были безгрешны, они все, как и мы, были подвержены искушениям, испытаниям, человеческим немощам. Но в то же время они не ослабевали в любви к Богу, стремились всем сердцем и душой к тому, к чему призывает Господь Иисус Христос. Иначе говоря, они ответили на Его любовь своей любовью.

Сегодня мы слышали в послании к Евреям святого апостола Павла о том, что святые ещё в древности жили верой во Христа, то есть все праведники Ветхого Завета ждали исполнения обетования о спасении, которое совершается для нас Спасителем. И они достигли совершенства уже во Христе, с нами, или не без нас, как говорит апостол Павел. В Новом Завете также есть ещё и описание собора святых не из прошлого, не из Ветхого Завета, а, скажем так, из будущего, потому что в книге Откровения тайнозритель видит множество спасенных, собранных у престола Агнца. «После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, и колен, и народов, и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! И все Ангелы стояли вокруг престола, и старцев, и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу» (Отк. 7: 9 – 11). Когда мы с вами созерцаем икону собора Всех святых, предстоящих пред престолом Божиим, то она, как бы является отображением того, о чём пишет Иоанн Богослов в своём Откровении. Чудо Церкви заключается в том, что чаемое и ожидаемое Царство, которому не будет конца, приоткрывается нам уже здесь и сейчас, как мы молимся в молитве Евхаристии перед благословением Даров, Царство Твоё даровал еси нам будущее.

Оно должно только наступить в истории этого мира, но оно уже существует в вечности и даровано нам. Сегодня мы, собранные в Церковь вокруг престола, вокруг Причастия, также стоим вместе со всеми святыми у престола Агнца Божия для того, чтобы быть причастниками этого Царства. Мы получаем этот свет, эту благодать, этот залог грядущего Царства для того, чтобы освятить им все стороны нашей жизни, наше отношение с людьми, прежде всего. Это значит, что они должны выстраиваться по заповедям Христовым, по заповедям о любви. В древнем мире под святостью понимали избранность, отделённость. «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 11:44), - обращается ещё в Ветхом Завете к Своему народу Господь. Святость, как избранность, и видимыми знаками этой избранности был Закон Моисеев, строгие заповеди об обрезании, о субботе, о пище чистой и не чистой, выполняя которые, иудеи видимым образом отделялись от всех языческих народов. В Новом Завете эти обрядовые постановления уже потеряли свой смысл, потому что Христос дал нам новый закон, который говорит нам о том, каким образом мы можем быть выделенными среди прочих народов.

Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас … По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 34 – 35). Вот то, что должно быть отличительным признаком Церкви как народа святых - любовь, которая не должна пониматься только как какое-то возвышенное чувство. Прежде всего, это дела милосердия, как и понимали её ранние христиане, согласно притче Христа о Страшном Суде, «был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25: 36 - 36). Вот эти дела любви, которые доступны для каждого из нас, которые мы можем творить ежедневно. Не будем забывать, что тот, кто творит милосердие и дела любви не только помогает ближнему, но и очищает своё сердце. Сами эти дела любви, как и слова Христовы, способны, по учению святых отцов, исцелять, очищать и преображать нашу жизнь. Через добрые дела люди могут почувствовать присутствие Бога в своей жизни и в ответ на молитвы, удивительным образом и наша жизнь, и жизнь тех, кто будет стремиться совершать добрые дела, будет также преображаться, очищаться и освящаться.

И наконец, говоря о святых, уже было сказано, что это не только те люди, которые прославлены Церковью Ветхого и Нового Завета, но это призвание для каждого из нас. И вот, как об этом говорит известный проповедник и богослов митрополит Антоний Сурожский: "Святые – это люди, которые ответили на любовь любовью, люди, которые поняли, что если кто-то умирает за них, то есть Христос, то единственный ответ благодарности, это стать таким, чтобы смерть Его не была напрасной". Стать такими и должны мы с вами, чтобы смерть Спасителя не была напрасной в отношении каждого из нас. Как в отношении святых она принесла многий плод, так и мы, по своей любви к Богу, и по примеру святых, должны подражать в наших делах и поступках, их духовной красоте, как они в своей, по слову апостола Павла, подражали Христу, чтобы быть с Ним причастником славы Царствия Небесного».