366

20 июня 2021 года, в праздник Святой Троицы, епископ Арсений совершил Божественную Литургию с коленопреклоненными молитвами Пятидесятницы в Троицком соборе города Валдая.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Софийском соборе Великого Новгорода.

По окончании Литургии владыка обратился к верующим с проповедью: «О событии, которое легло в основу праздника Пятидесятницы, нам повествует книга Деяний святых апостолов. В самом начале книги находится повествование о Вознесении Спасителя, Который говорит Своим ученикам, чтобы они не отлучались от Иерусалима, но ждали, когда на них придёт сила, по Его обетованию, от Отца. После этого апостолы возвратились в Иерусалим с радостью великою и были всегда при храме, прославляя и благодаря Бога. «Радость великая» - обращаем ли мы внимание на эти слова? Казалось бы, Вознесение - это момент разлуки, но апостолы знали, что Господь, победивший смерть, отныне в Своём присутствии не будет знать границ. Может быть, Он с ними не так явно, как это было когда-то до страданий, когда Он ходил с ними по городам и весям той земли, наставлял, совершал чудеса, открывал избранным ученикам тайну Царствия Божия. Тем не менее, Его присутствие по Воскресении и Вознесении не менее, а даже более явственно отныне в Церкви. Эта радость о победе над смертью, о том, что Христос Спаситель, Сын Божий восстал из мёртвых, и Он всегда пребывает с нами по Его не ложному слову. «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 20) - эти слова наполняла сердца учеников, а также и то, что Господь обещал послать другого Утешителя, Духа истины, Который от Отца исходит, Который напомнит апостолам все, чему Спаситель учил их и наставит их на всякую истину.

В праздник Пятидесятницы в Иерусалиме, когда ветхозаветная церковь праздновала дарование Закона Моисеева на горе Синай после избавления от рабства в земле египетской, собралось множество народа, паломники из разных стран. Дееписатель Лука в удивительных словах пытается передать ту перемену, что произошла в этот момент с апостолами, когда на них сошел Дух Святой. Они услышали, как бы шум сильно несущегося ветра, который наполнил Сионскую горницу, где они находились, и после этого над каждым из них явились языки пламени, как бы огненные, и они стали говорить на разных языках. Эти несколько замечаний евангелиста Луки на самом деле отсылают нас к целому пласту ветхозаветной истории Дух Святой, носящийся, как сильный ветер, это ничто иное, как параллель с первыми строками книги Бытия, где сказано, что Дух Божий носился над водами. Так описывается Его творческая деятельность в самом начале Библии, когда сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Быт. 1: 1 - 2). Вспомним также, что слово «Дух», как с еврейского, так и с греческого, имеет еще значение - ветер. Это явление Духа, как ветра, в той самой Сионской горнице, где были собраны апостолы Христовы, означало новое творение, а новым творением стала Церковь.

Это начало исторического бытия Церкви, начало нашего с вами духовного пути, единства с Богом, начало всемирной проповеди Евангелия. Что же такое языки пламени? Как и в случае с ветром, апостол Лука говорит «как бы», это означает, что это не простые явления естественного порядка, ветер и огонь, а сверхъестественные явления. Это Богоявление, которое можно описать только в таких образах. Но почему же языки пламени? Когда законодатель Моисей сходил с горы Синай со скрижалями Завета, у него лицо воссияло так, что людям на него невозможно было смотреть. Это опять параллель, апостолы - это новые законодатели, через них Господь заключает уже Новый Завет со всем творением. Если Церковь - это новое творение, то начинается новая эпоха, сменяющая Синайское законодательство. Господь заключает со всем Своим народом Новый Завет, а народ Божий - это теперь не один Израиль, а все люди, которые вошли в Церковь, не зависимо от их возраста, социальной и национальной принадлежности, жили ли они две тысячи лет назад, или живут сейчас, мужчины и женщины, братья и сёстры. Все мы - сыны Божии и дочери Божии, все мы призваны в этот народ святой, как говорит апостол Пётр, «род избранный, царственное священство, народ святой» (1 Пет. 2:9). Это и есть Церковь, начало которой было положено в день Пятидесятницы. С этого дня мы видим, что и апостол Пётр, и другие апостолы начинают говорить на разных языках, это противопоставление событию при создании Вавилонской башни, когда Господь смешал языки людей, чтобы рассеять их горделивый замысел.

Сейчас мы видим противоположное, Бог собирает людей ко спасению в Свою Церковь, чтобы заключить с ними Новый Завет. Поэтому апостолам дается возможность проповедовать на разных языках, чтобы собрать воедино, расточённое прежде. Это делается для того, чтобы создать истинный дом Божий. «Церковь», славянское слово, происходит от греческого и означает дом Господень. И мы все призваны в эту Церковь, как в дом Господень, и мы сами собою её и составляем. Это очень важный момент в богословии о Церкви, что мы все - Церковь, мы все вместе составляем селение, или дом Божий, образом чего только и являются наши храмы, которые поэтому и называются церквями. Со дня Пятидесятницы начинается апостольская проповедь. Апостол Пётр проповедует в первый же день, и дееписатель Лука замечает, что три тысячи человек было обращено ко Христу, а потом были многие месяцы, годы апостольской проповеди в разных странах: в Палестине, в Греции, в Риме, за пределами Римской империи. Во все концы Вселенной проникла эта апостольская проповедь, она дошла и до нас с вами, когда мы, услышав Благую весть о Христе, пришли в Церковь. Церковь всегда продолжает эту проповедь о Христе Воскресшем, о любви Божией, перед которой отступает и исчезает грех, смерть и даже ад, о любви Божией, которая преображает и спасает всё творение. В этом и заключена наша христианская надежда и упование.

Сегодня мы особенно вспоминаем о Духе Святом Господе, и обращаемся к Нему как к Одному из Святой Троицы наряду с Отцом и Сыном, чтобы Он просветил нас и очистил. У митрополита Антония (Сурожского) есть замечательный образ, что мы - христиане должны так раскрыть наши сердца на встречу Духу Святому, как парус раскрывается попутному ветру для того, чтобы Он нас управил. Раскроем же наши сердца Богу, Его слову, Его заповедям. Если мы будем стараться жить по Божьи и по-человечески, то Дух Святой будет тем самым ветром, который наполняет нашу жизнь, одухотворяет её, возрождает и управляет нас к тихой, последней нашей истинной пристани - к Царствию Божиему».        

После богослужения владыка принял участие в торжественных мероприятиях, посвящённых 20-летию восстановления Троицкого собора города Валдая.