Епископ Арсений: Пасхальная радость настолько преобразила апостолов, что они изменили весь мир проповедью христианства

9 мая 2021 года епископ Арсений совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Старой Руссы.

По заамвонной молитве был совершён крестный ход и славление с молитвой перед иконой Воскресения Христова. По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Это воскресенье называется ещё Неделей о Фоме, потому что мы в богослужебных песнопениях и в евангельском чтении за Литургией вспоминали этого апостола, который сказал ученикам, видевшим Господа воскресшим, что пока не увидит Его, не поверит. Не в этих ли словах можно заключить отношение всего мира и нас с вами к вере и к Богу? Это повествование о Фоме удивительным образом соотносится с призванием первых учеников. Согласно Евангелию от Иоанна, когда уже были призваны Христом Иоанн, Андрей, его брат Пётр и Филипп, и когда Филипп хотел позвать Нафанаила ко Христу, то тот сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). В этих словах Нафанаила скрывается, помимо пренебрежения жителями Галилеи, потому что Назарет был городом, где также жили язычники, ещё и ссылка на пророчество о том, что Христос должен быть из рода царя Давида и происходить из града Вифлеема.

Филипп же отвечал ему: «Пойди и посмотри» (Ин. 1:46). Такой же ответ в Писании звучит сегодня для каждого из нас: «Пойди и посмотри». Потому что никакие разумные доказательства не смогут объяснить человеку, лишённому зрения, что такое солнце, человеку, лишённому слуха, что такое симфония Баха, человеку, у которого нет совести, что такое добро и добродетель. Но, если мы хотим прийти ко Христу и получить это зрение, этот слух, это чувство высшего, то стоит прийти и увидеть, и всё станет понятно. Как мы, выйдя из храма, увидим солнце, и не нужно никаких доказательств того, что оно существует и является источником всего живого на Земле, точно так же для верующих Христос это - Солнце правды. Его можно только почувствовать всеми силами души, осознать Его животворное присутствие. Если же человек не может посмотреть на солнце, то его нельзя никак убедить, доказать что-либо. Наша вера не доказывается, а показуется.


-цитата-

«Каждый раз, когда мы возглашаем «Христос воскресе» и слышим дружное «Воистину воскресе», то даже далёкий от веры человек не может не почувствовать, что нет ничего радостнее и святее этих слов»

Епископ Арсений


Пожалуй, самым большим свидетельством истинности Воскресения Христова является та радость, которая охватила первых учеников. Вспомним, что они после страданий Христа были в подавленном состоянии, для них рухнула вся надежда, весь смысл. Но Христос явил Себя перед ними живым и вдохнул в них новую надежду и новую радость. «Мир вам» (Ин. 20:19), - сказал Он апостолам. «Радуйтесь» (Мф. 28:9), - сказал жёнам-мироносицам. Эта пасхальная радость преобразила учеников настолько, что они изменились не только сами, но и изменили весь мир вокруг своей проповедью христианства, Евангелия, благой вестью о Воскресении Христовом. Эта радость достигла и до нас с вами. Мы особенно остро её переживаем в пасхальную ночь. Каждый раз, когда мы в Церкви возглашаем «Христос воскресе» и слышим дружное «Воистину воскресе», то даже самый чёрствый и самый далёкий от веры человек не может не почувствовать, что нет ничего выше, радостнее и святее, чем эти слова.

В них заключена не только наша радость, но весь смысл нашего христианского бытия, наша надежда: Христос победил смерть! Это значит, что для любви Божией нет преград, для спасения человека ни смерть, ни сам ад не могут стать преградами, а Христос, победивший смерть, является, по выражению апостола Павла, новым Адамом, и мы, Его народ, тоже Им предоставлены к этой победе над смертью. Нам дано обетование конечного торжества Бога в этом мире, когда не будет ни зла, ни страдания, ни самой смерти. Вот, что такое Пасха, это предощущение той последней всеобъемлющей радости, которая будет во всём творении Божием. Уже сейчас мы к этой радости и к этому откровению прикасаемся в Церкви, когда ощущаем живое присутствие Христа, когда соединяемся с Ним Воскресшим в Таинстве Причастия, когда живём ради Него и с Ним для того, чтобы и в вечности всегда пребывать в радости о Господе Воскресшем».