392

4 мая 2021 года, в Светлый Вторник, епископ Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в Троицком соборе Валдая.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Христос воскресе! Воистину воскресе! Мы не устанем повторять вновь и вновь эти вечные слова, которые провозглашают победу Сына Божиего над смертью. Евангелия, повествующие о земной жизни Господа Иисуса Христа, все единогласны в повествовании о той неизреченной тайне, которой эта жизнь увенчалась. Земная жизнь Спасителя закончилась на Голгофе в страданиях, в тяжких муках, и это было видимым поражением всего Его дела. Это отразилось отчаянием и болью для всех, кто Его любил, никто из близких, возможно, кроме лишь Матери Божией, не ожидал такого. Вспомним, ведь ещё недавно ученики вместе с народом приветствовали Его как Царя, думая, что Он входит в Иерусалим для того, чтобы воссесть на престоле царя Давида. Но вместо этого престола они видят такой страшный конец: Крест и мучение.

Тот, Кого они любили как Своего Господа и Учителя, закончил Свою жизнь в страшных муках. И Бог видимым образом оставил Его, так, наверное, думали они, потому что Он мучился и умирал, как простой Человек. Но Евангелия также говорят о том, что это не конец, потому что жизнь Такого Человека не могла закончиться бессмысленно и безнадёжно. Ведь Он был пришедшим ради нашего спасения Сыном Божиим. Как Он Сам сказал, что никто душу Его не забирает у Него, Он Сам отдаёт её, то есть отдаёт жизнь Свою ради спасения всего мира. Это означало, что он шёл на это осознанно, с пониманием того, что Его там ждёт, в полной преданности воли Отца Его Небесного. «Отче... не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22:42), - вспомним одну из последних Его молитв. Утром третьего дня после казни, когда жёны-мироносицы пришли, чтобы помазать Спасителя, они не думали ни о чём, как только воздать последний долг Своему Учителю. Ведь погребение было совершено в спешке ввиду наступающего субботнего дня, который был к тому же и великим праздником Пасхи иудейской.

Они пришли, чтобы помазать миром тело Спасителя и неожиданно для себя стали свидетельницами необычайного. Они стали первыми провозвестницами Воскресения Христа, приняв благую весть от ангела. Впоследствии жёнам-мироносицам, и отдельно Марии Магдалине, явился Сам Христос. Женщины стали провозвестницами Воскресения, так скажем, апостолами для самих апостолов, которые не поверили им, потому что это противоречило здравому смыслу, всему, что мы знаем о порядке вещей. Мы бы тоже не поверили. Мы особенно будем вспоминать неверие Фомино в следующее воскресение, когда он сказал, пока не увижу, не поверю, и то, как Господь его Сам укрепил в вере. Часто неверно толкуется этот образ, как Фомы неверного или неверующего. Наоборот, мы видели его в числе самых верных и преданных учеников, и Фома, может быть, был одним из немногих, кто представлял то, что Христа ждёт в Иерусалиме. Когда Христос шёл воскрешать Лазаря, только Фома сказал: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Такого человека, конечно, нельзя назвать неверующим.

Господь, явившийся Своим ученикам в первый же день по Воскресении, явившийся и двум путникам по пути в Эммаус, а вечером того дня - десяти ученикам, собранных вместе, кроме Фомы, потом промыслительным образом ответил и на сомнения этого апостола. На сомнение Фомы Он ответил любовью, явлением и убеждением, и тогда Фоме ничего не оставалось, кроме того, как воскликнуть: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Тем самым он передаёт весь опыт ранних христиан, первых учеников, то свидетельство, на котором основана Церковь. Эта радостная весть, которая стала передаваться из поколения в поколение, потому что без Воскресения Христа не было бы Церкви, не было бы ликующей апостольской проповеди, не было бы пасхальной радости, которую мы, по милости Божией, каждый год испытываем. В Воскресении Христовом утверждается жизнь христианина, и жизнь Церкви во всей совокупности. Церковь живёт Воскресшим Христом, без Воскресения не было бы ни нас с вами, ни святости, ни надежды, ни спасения.

Вся история Церкви опровергает те домыслы или те слухи, которыми уже в первые дни после Воскресения Христа Его враги пытались заглушить эту спасительную благую весть: они говорили, что ученики украли тело, или им показалось, или что-либо ещё. Но это исповедание: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28), - перевернуло сознание всех учеников, изменило их жизнь раз и на всегда. Вместе с тем они стали той малой закваской, которая изменила весь мир, и в мире воссияла надежда благодаря Воскресению Христа, благодаря победе над смертью и над адом. Ещё важно помнить, что Господь Всемогущ, Он вызвал этот мир из небытия в бытие, и Он способен разрушить ад и победить смерть. Для человеческого сознания, в принципе, вполне допустима эта мысль, но ведь важно то, что Он прошёл всё это как Человек, как один из нас, как называет Его апостол Павел, первенец из мёртвых, начаток. Он - Глава Церкви, потому что Глава уже воскресла, и всё Тело восстанет к жизни вечной, все мы. Этой апостольской проповедью воссияла для всего мира надежда, упование и радость.

Мы до сих пор живём этой радостью, которую, по слову Спасителя, никто от нас не отнимет. Будем стараться жить именно так, в этой радости, в этом трепетном осознании всего, что совершил Господь ради нас как Бог и как Человек. Жить в осознании того, к чему Он нас призывает, к чему нас ведёт, что нам уготовал. Пасха пройдёт, но пусть эта радость, может быть, не такая ликующая и громогласная, но тихая и сокровенная, остаётся с нами во все дни жизни нашей, потому что мы живём Воскресением Христа. Если в двух словах передать весь смысл нашего христианского бытия, весь смысл существования Церкви и каждого из нас, то он будет выражен именно в этих простых и великих словах, нестареющих никогда: "Христос воскресе! Воистину воскресе!"».