Вечером 3 мая 2021 года, в Светлый Понедельник, епископ Арсений совершил пасхальную Великую вечерню в храме апостола Филиппа в Великом Новгороде.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «Христос воскресе! Воистину воскресе! Вот уже более двух тысяч лет минуло с того самого первого пасхального утра, когда жёны-мироносицы обнаружили, что гробница Господа Иисуса Христа пуста. Этот день стал началом эпохи Нового Завета, эпохи Церкви и благодати. Выражаясь языком Иоанна Богослова, Закон был дан Моисеем, а благодать и истина произошли через Иисуса Христа. И мы все - чада этой благодати, то есть милости и любви Божией, искуплённые Христом, независимо от наших праведных дел. Вся благая весть, весь смысл Нового Завета - в том, что спасение совершено даром и для всех без исключения. Это великий дар, и этим даром является Сам Бог, пришедший в мир ради каждого из нас, отдающий Себя и Свою жизнь нам, чтобы сделать и нас причастниками Своей жизни и природы, Своей радости и любви.
Каждый раз празднуя Воскресение Христово, мы вместе с тем провозглашаем ещё одну, часто забываемую многими истину о том, что Воскресение Христово является основанием и началом всеобщего воскресения. Хотя наш «Символ веры» об этом говорит: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века», - но часто размышления православных христиан сводятся больше к загробной участи, к вере в бессмертие души. При этом всеобщее воскресение как-то не укладывается в нашем сознании, а веру в бессмертие души провозглашают практически все без исключения религии. Уникальность христианства именно в том, что оно возвещает победу над смертью, и основанием этой победы является Сам Христос Жизнодавец, поправший смерть. По выражению одного известного богослова ХХ века отца Александра Шмемана, Воскресение Христово - это начавшееся всеобщее воскресение, это наше воскресение.
Апостол Павел называет ещё Христа новым Адамом и первенцем из мёртвых именно в этом смысле, потому что, как он пишет: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1 Кор. 15: 22). Христос Спаситель, принявший человеческое естество, стал для нас новым Адамом, родоначальником нового человечества, и мы призваны в это человечество под Главою Христом. Это человечество и называется Церковью, Телом Христовым, домом Божиим, селением Божиим, то есть местом обиталища Бога со Своим народом, местом Его присутствия в мире. Этим новым народом является весь род христианский, все мы. Мы - Тело Воскресшего Христа, и по выражению апостола Павла, по мысли всех святых отцов, как Глава этого Тела уже восстала от смерти, и все Тело восстанет, преодолеет эту бездну, небытие, отчаяние, мрак. Сама смерть уже побеждена во Христе, она получила смертельную рану, от которой ей нет исцеления, она потеряла свою законченность, окончательность и определенность. Для христианина она не страшна, потому что над всеми нами - свет Воскресения Христова.
Эта благая весть стала смыслом и основанием жизни каждого из нас. Она имеет прямое отношение к каждому из нас. Наверное, нет среди людей такого, который бы не задумывался о своей смерти, и так или иначе не вырабатывал бы отношение к ней. Христианство провозглашает бессилие смерти перед лицом любви Божией, она не способна стать преградой перед спасающей любовью Христа Бога, Который разрушил смерть и ад, который тоже не смог стать преградой перед любовью Бога к Своему творению. Господь дарует всем верным жизнь бесконечную. Нам важно помнить и понимать, что это происходит не только Божественной мощью, не только потому, что Он Ипостасный Сын Божий, но это происходит с Ним, как с Человеком, с Его душой и с телом. Потому что Он причастился нашей жизни и нашей смерти, даже нашей богооставленности для того, чтобы мы были причастниками Его жизни, Его славы и Его любви».