356

29 апреля 2021 года, в Великий Четверг, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Георгиевской церкви Старой Руссы.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «В Великий Четверг Страстной недели вся Православная Церковь воспоминает установление Господом нашим Иисусом Христом Таинства Евхаристии во время Тайной Вечери. Когда Господь возлёг с учениками в Сионской горнице, то Он, совершив всё положенное по уставу, после Пасхи Ветхого Завета, в конце ужина, взяв хлеб, благословил и дал его Своим ученикам со словами: «Приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26 - 27). Установив, таким образом, Таинство Причастия Своих Тела и Крови, Господь заложил фундамент самой Церкви, ведь Церковь является, по выражению апостола Павла, Его Телом, Глава которого Он Сам, Христос. Каждый раз, когда Церковь по заповеди Господа: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19), - совершает эту вечерю Господню, Евхаристию, мы причащаемся Тела и Крови Спасителя вместе с Его учениками. Таинственным образом мы присутствуем в той самой Сионской горнице во время Тайной Вечери и из рук Самого Христа вместе с апостолами воспринимаем Его Тело и Кровь. На каждой Евхаристии мы снова и снова, принимая Святые Дары, обновляем свое членство в Церкви. Мы каждый раз подтверждаем, что мы Церковь Божия, что мы Тело Христово, что мы соединены с Ним неразрывной связью. Мы одно целое с Ним, потому что Он Сам пожелал, чтобы так было.

В Великий четверг вся Вселенская Церковь совершает Евхаристию в воспоминание именно той последней Вечери Христа накануне Его страданий. Именно в этот день мы особенно стремимся приобщиться Христу под видом хлеба и вина, чтобы стать едиными с Ним, телом и духом с Господом, Церковью, Его народом, Его жилищем в этом мире. Церковь - это дом Божий, и мы все - это селение Божие в этом мире, потому что так восхотел Господь. И мы, благодаря Бога за всё, сделанное Им, со страхом Божиим, верою и любовью, приступая к Святым Тайнам, не можем не обратить внимания на песнопение Великого Четверга: «Странствия Владычня, и бессмертныя трапезы на горнем месте, высокими умы, вернии приидите, насладимся». Как это правильно понимать? Каким же «странствием Владычня» мы наслаждаемся на горнем месте в этот день? Некоторые понимают это словосочетание как странствие ко Кресту, потому что спустя короткий промежуток времени, согласно евангельской истории, наступит Великая Пятница, день страданий Господа. Но странствие - это не паломничество к Великой Пятнице, тем более трудно представить, чтобы мы наслаждались страданиями Спасителя, здесь не это имеется ввиду.


-цитата-

«Христос приходит в мир как странник, а мы, самозваные хозяева этого мира, Его не замечаем, прогоняем или не пускаем в наше сердце»

Епископ Арсений


Некоторые, может быть, подумают, что странствие - это странные или чудные дела Спасителя, но нет. На Тайной Вечери произошло только одно чудо - преломление хлеба, которое стало Телом Христа, и первые апостолы, а с тех пор и все мы, причащаемся Тела Христова и становимся Церковью. Правильное понимание этого текста таково: «Странствия Владычня» - это гостеприимство, именно так буквально с греческого текста переводится этот богослужебный отрывок. Мы призваны в этот день насладиться гостеприимством Владыки и бессмертной трапезы! Таким образом всё становится на свои места. Мы призваны как гости на Евхаристию, на эту трапезу бессмертия, трапезу Божию со Христом и Его учениками. Эта трапеза является уже откровением о той последней и вечной трапезе, которая описана в Откровении Иоанна Богослова, где Царствие Божие изображается как пир Христа, то есть Агнца и всех верных Ему. Это уже предчувствие этой трапезы, её начало. В древнем мире гостеприимство считалось одной из величайших добродетелей, и сейчас на Востоке люди сохранили отношение к гостям как к благословению Божию. В древнем мире люди даже верили, что, оказывая гостеприимство, страннолюбие, они могут встретить Бога. В послании к Евреям сказано: «Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:2). Здесь имеется ввиду история Авраама, который принял ангелов.

Христос предуготовляет нам эту трапезу, а мы все призваны насладиться Его Божественным гостеприимством. Но в тоже самое время богослужение Великого Четверга подготавливает нас к следующему богослужебному дню. Мы уже вступаем в Великую Пятницу, день, когда будут вспоминаться страдания и смерть Христовы. В одном из песнопений, которое будет звучать во время целования Плащаницы, будут такие слова: «Даждь ми Сего Странного». Это как бы обращение от лица Иосифа Аримафейского к Пилату, когда он пришёл просить выдать ему тело Учителя, чтобы Его погребсти. «Даждь ми Сего Странного», - здесь под словом «Странный» надо понимать гостя, странника, то есть Христа Спасителя, который является в этот мир как простой странник. Это ещё один красноречивый образ из Откровения Иоанна Богослова, где Христос представлен Странником, Который стоит у двери и стучит, «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3: 20). Христос стучит в дверь нашего сердца, ожидая, откроем ли мы её для того, чтобы Он вошёл в нашу жизнь или нет. «Даждь ми Сего Странного», - в этих словах заключена трагическая мысль, что Христос пришёл в этот мир к Своим, как говорит Иоанн Богослов, но Свои Его не приняли.

Люди, которые сами являются гостями в этом мире, на самом деле, под видом Странника отвергли Того, Кто является Хозяином, Владыкой этого мира, Господом и Спасителем. В этом трагедия не только иудейского народа, в этом трагедия любого человеческого сердца, которое далеко от Бога, или предаёт Бога. Христос приходит в мир как странник, а мы, самозваные хозяева этого мира, Его не замечаем, прогоняем, или не пускаем в наше сердце. В то же самое время, каждый раз во время Божественной литургии совершается чудо Евхаристии. Здесь Христос предстаёт уже не только Странником, а Хозяином Своего Царства, куда Он нас, по Своей милости, приглашает насладиться пиром. Таким образом, те простые дары земли, хлеб и вино, издревле предлагавшиеся странникам, становятся для нас самой жизнью, Телом и Кровью Христа, которые становятся и нашим телом, и нашей кровью. Божественная жизнь Христа вливается в нашу немощную природу для того, чтобы её обновить, оживотворить и спасти. А трапеза Христа с учениками в Сионской горнице накануне Его страданий для нас становится трапезой бессмертия и началом вечного пира невечернего дня Царствия Его. За что благодарение Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу».