24 апреля 2021 года, в Лазареву субботу, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме святого праведного Лазаря Четверодневного в деревне Сергово Новгородского района.
По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня мы празднуем воскрешение праведного Лазаря. Это событие, которое описывает евангелист Иоанн, произошло незадолго до входа Господня в Иерусалим. Можно сказать, что с этого дня идёт счёт последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа. Для нас это преддверие Страстной недели, когда мы будем вспоминать и Вход Господень в Иерусалим, и всё, что последует за этим, вплоть до Креста и Воскресения Спасителя. Когда Христу сообщили, что друг Его Лазарь тяжело болен, то Он не сразу направил Свои стопы в Вифанию. Спустя какое-то время, Он говорит апостолам, что Лазарь, друг наш, усоп, то есть уснул, но Я иду, чтобы воздвигнуть его. А в то время иудеи уже составили заговор против Христа, уже было решено Его убить. Они только искали повода, и если бы Он явно появился где-то в храме в Иерусалиме, то Его бы взяли под стражу.
Апостолы ужаснулись, что Христос снова собирается идти в предместье Иерусалима и говорят: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин. 11:8). Тогда Христос говорит: «Лазарь умер; и радуюсь за вас, что Меня не было там, дабы вы уверовали; но пойдем к нему» (Ин. 11:14-15). Фома от лица других учеников и, обращаясь к другим ученикам, проявляя верность даже до смерти, говорит: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16). Они ещё не знали, что собирается сделать Христос, они знают, что Он собирается идти в предместье Иерусалима, где Ему грозит смертельная опасность. Нужно было проявить мужество и веру, чтобы так сказать. Есть выражение «Фома неверующий», и на Фомину неделю мы будем вспоминать, что он как бы усомнился в Воскресении Господа. Но усомнились все апостолы, и пока не увидели, то никто из них не поверил. Именно про Фому меньше всего можно было сказать, что он неверующий, или неверный. «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11:16), - эти слова, сказанные этим учеником, уже дорого стоят.
И вот, когда Христос прибывает вместе с учениками в Вифанию, в селение близ Иерусалима, где жил Лазарь, то Господь застаёт траур. Лазарь уже несколько дней умер. Когда Марфа услышала, что Спаситель подходит к этому селению, она встретила Его на дороге и с плачем сказала: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21). Как замечает евангелист Иоанн, Христос даже прослезился, так Он любил эту семью и Своего друга Лазаря. Но в то же самое время Он говорит Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек. Веришь ли сему?» (Ин. 11:25-26). Она отвечает: «Верую». Господь снова говорит, что воскреснет её брат. Марфа как правоверный человек того времени соглашается с этим, она верит в воскресение, как и мы с вами ожидаем воскресение мертвых и жизнь будущего века.
Когда весть дошла до Марии, сестры Марфы и Лазаря, она была в доме, и её окружали иудеи, тогда она, оставив всё, поспешно вышла из дома навстречу Христу. Она встретила Его с теми же самыми словами: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин.11: 32). В этот момент, как отмечает евангелист, Христос прослезился, показывая Свое человеческое естество. Но того, что последует за этим, никто не ожидал, Христос просит отвести Его к погребальной пещере, где был положен Лазарь. Иудеи, подумав, что Он собирается проститься со Своим другом, составили Ему компанию. Когда же Христос повелел отвалить камень от двери гроба, то Марфа сказала: «Господи! уже смердит; ибо четыре дня, как он во гробе» (Ин. 11:39).
-цитата-
«Христос воскресил Лазаря не ради самого Лазаря, не ради даже сестёр, а ради всех, кто Его в то время окружал и любил, и ради всех последующих христианских поколений»
Епископ Арсений
Чудеса воскрешения были и ранее, мы можем вспомнить, например, воскрешение сына наинской вдовы, или дочери Иаира, но каждый раз речь шла о возвращении к жизни сразу после смерти. Для неверующего ума, для скептически настроенного человека легко было истолковать произошедшее просто, как исцеление. Но после четверодневного погребения, когда уже чувствуется запах разложения, никто даже представить не мог, что Иисус Христос, воздвигнет этого человека вновь к жизни. Христос возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин.11:43). К всеобщему удивлению и ужасу, повитый погребальными пеленами, друг Христов Лазарь исходит из гробницы. Незадолго до этого произошло ещё одно знаменательное событие - явление Христа во славе на горе Фавор. Согласно евангельской хронологии, Преображение произошло незадолго до страданий Христа и было призвано утвердить веру ближайших учеников в Него как Спасителя и укрепить их в будущих испытаниях.
О чём беседовали Моисей и Илия со Христом? Об Его исходе и страданиях, и в этот момент Он являет Свою Божественную славу для ближайших учеников. Нечто подобное, только по-другому, проявляется и здесь, если плачем над Лазарем Христос проявляет человеческую природу, то в этом воскрешении Он проявляет Своё Божество. Он выступает здесь как Владыка жизни и смерти, и это событие для всех собравшихся, и близких, и случайных людей, было явным знаком, что это не простой человек. Это даже не простой учитель или пророк, они должны были уверовать в Него. Христос воскресил Лазаря не ради самого Лазаря, не ради даже сестёр, а ради всех, кто Его в то время окружал и любил, и ради всех последующих христианских поколений. Особенно это было важно, конечно, для ближайшего круга, потому что последующих за всем этим событий: вход в Иерусалим, а потом взятие под стражу, бичевание, арест, страдания и смерть на Кресте, никто не ожидал. Люди ожидали, что они будут встречать Христа, как Царя, а вместо этому Ему предлежал Крест.
Воскрешение Лазаря было нужно, чтобы в этих испытаниях они сохранили веру и память о том, что это не простой человек, и смерть над Ним не имеет власти. Чтобы они поняли, что Он добровольно Себя предал за жизнь мира, что это не какая-то трагическая, нелепая случайность. «Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять её. Никто не отнимает её у Меня, но Я Сам отдаю её» (Ин. 10:17-18), - говорит Христос. Воскрешение Лазаря стало прообразом Воскресения Христова, потому что иначе не могла закончиться жизнь такого Человека, Который, на самом деле, был Господом неба и земли. Праведник за неправедных принёс Себя в жертву. Он сделал это, чтобы Своей смертью попрать грех, проклятье и саму смерть, победить, восторжествовать над нею. Воскрешение Лазаря также было пророчеством всеобщего Воскресения в конце времён. «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже», - поём мы в тропаре сегодняшнего дня и праздника Входа Господня в Иерусалим. То есть, прежде Своих страданий, Христос вновь возвращает Лазаря к жизни для того, чтобы уверить нас в возможности будущего всеобщего воскресения.
В этом главный смысл данного события, что Господь, совершая наше спасение, не оставит нас в долине тьмы и сени смертной. Он сошел даже до самого ада, чтобы взыскать погибшего Адама, то есть, всё человечество. И за гробом мы имеем надежду на будущую жизнь, на то, что смерти не будет, что Христос её уже победил. Если мы верны Ему и живём с Ним в этом мире, то наша верность, любовь к Нему продолжиться и в жизни вечной. К этому нас готовит Церковь и учит жить таким образом, чтобы Христос жил в нашей жизни, а мы жили с Ним, чтобы наша жизнь имела уже не только временное, но и вечное измерение».