325

19 апреля Церковь вспоминает кончину святителя Аффония, митрополита Новгородского и Великолукского, который управлял новгородской паствой 14 лет и был удостоен от Господа дара прозорливости. Святитель похоронен на Мартириевской паперти Софийского собора и изображен на одной из стен собора.

Как сообщает книга «Новгородская святость», блаженный Аффоний возведен был на Новгородскую святительскую кафедру вскоре после кончины (спустя два месяца) митрополита Киприана. Родом он был великоросс, но о времени и месте его рождения, равно и о первых годах жизни, не сохранилось никаких сведений. По поступлении в монашество, Аффоний за свою блаженную жизнь удостоен был игуменского сана в Переславском Борисоглебском монастыре, откуда, по сказанию летописи, и взят на святительский престол в Новгород.

Новгородскою паствою Аффоний управлял 14 лет. По жизни был строгий инок, смиренный и благочестивый. Имя его, как святителя богоугодного, поныне с глубоким благоговением воспоминается после имен Новгородских святителей, просиявших святостию жизни. Но существование его как митрополита мало было заметно в свое время и таким же остается в истории, так как о жизни и трудах его в памятниках письменности сохранились весьма скудные сведения и те, большей частью, отрывочные, о которых мы здесь и упомянем.

В 1641 г. по указу царя Михаила Феодоровича митрополит Аффоний с тремя настоятелями новгородских монастырей и всем своим соборным духовенством свидетельствовал 30 августа мощи преподобного Александра Свирского. А в 1643 г. по указу того же государя перенес 5 декабря нетленные останки угодника Божия из Николаевской церкви Свирского монастыря в церковь Преображения Господня и здесь переложил в новую сребропозлащенную раку, которая устроена была самим государем и прислана из Москвы.

В 1643 г. Аффоний возвел в сан игумена Белозерской Кожеозерской пустыни инока Никона, впоследствии знаменитого патриарха. Никон первоначально подвизался на Анзерском острове, где провел около четырех лет, а оттуда для уединенных подвигов переселился в Кожеозерскую пустынь. Здешняя братия, видя суровые иноческие подвиги Никона, избрала его себе настоятелем. Достойно замечания, что Аффоний, возводя Никона в сан игумена, тогда же пророчески предрек ему, что он будет преемником его на кафедре Новгородской.

В январе 7-го дня 1649 г. (лета 7157) Аффоний, по повелению царя Алексея Михайловича, был вызван в Москву. В бытность свою здесь он «бил челом великому государю царю, чтоб государь пожаловал отпустил его в келию, занеже ему святителю сущу в древней старости». Просьба была уважена: царь пожаловал, отпустил его с Москвы и в келью. По прибытии в В. Новгород митрополит Аффоний «февраля в 21-й день удалился на покой в обитель Всемилостиваго Спаса великаго чудотворца Варлаама. И бысть в В. Новеграде во святительстве 14 лет без дву недель, а в обители Всемилостиваго Спаса и чудотворца Варлаама, как сведен с митрополии, был три лета без полутора месяца, ту и преставися 6-го апреля в лето 7160 (1652)».

Келейные молитвенные подвиги святителя Аффония остаются неизвестными миру, но о них лучше всего свидетельствует дар прозорливости, который дан был ему от Бога при жизни. Так, когда он возводил Никона в сан игумена Кожеозерской пустыни, то тогда же, за несколько еще лет, предсказал ему, что тот будет преемником его на Новгородской святительской кафедре. А потом он же предсказал Никону и возведение его на патриарший престол всея России. Сохранилось сказание, что когда Никон, прибыв в Новгород, в сане святителя поехал в Хутынский монастырь к проживавшему там на покое своему предместнику, митрополиту Аффонию, мужу святой жизни, но по старости и беспамятству добровольно оставившему свою кафедру, и начал просить у него себе благословения, то Аффоний отвечал: «Ты меня благослови». После долгого препирательства между ними об этом сказал, наконец: «Благослови меня, патриарше...» Никон заметил: «Нет, отче святый, я грешный митрополит, а не патриарх...» - «Будешь патриархом, и благослови меня», - пояснил свою мысль Аффоний, и, действительно, первый принял благословение от Никона, а затем благословил и его. Предсказание это вскоре же исполнилось.

Но особенно открылась богоугодная жизнь святителя Аффония сряду после его кончины. В то время, когда скончался старец Аффоний, митрополита Никона не было в Новгороде; он находился в Соловецком монастыре, куда был послан царем для перенесения в Москву святых мощей митрополита Филиппа. Тело усопшего святителя Аффония было поставлено в Хутынской монастырской церкви под колокольнею и оставалось непогребенным 11 недель - с 6 апреля по июль месяц, пока не прибыл отдать последний долг почившему псковский архиепископ Макарий. В продолжение всего этого времени в Новгороде и его окрестностях стояла страшная засуха. Но, несмотря на сильные жары, иссушившие все ручьи и даже реки, тело усопшего святителя не подверглось тлению. Когда же почивший был перенесен из Хутыня и поставлен в Софийском соборе, то в ночи пролился такой обильный дождь, что реки и ручьи наполнились водою и засохшие поля оживились.

Имя Аффония поныне чтится в Новгороде и нередко над могилою его совершаются панихиды. Память его празднуется 10 февраля; вместе с другими новгородскими святителями, почивающими в Софийском соборе.