424

11 апреля 2021 года в Неделю 4-ю Великого поста, прп. Иоанна Лествичника, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова в селе Ивановское Старорусского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом: «В четвертое воскресенье Великого поста Церковь чтит память святого подвижника VI века преподобного Иоанна Лествичника. Он называется так, потому что написал духовное руководство для монахов своего монастыря под названием «Лествица райская» или «Лестница духовного восхождения», в которой описываются христианские добродетели в виде ступеней лестницы, ведущей на небеса. Каждая добродетель (которых преподобный Иоанн насчитывает ровно 30, по числу лет Господа Иисуса Христа, когда Он начал Свое служение) соответствует какой-либо ступени, которая возводит нас ввысь. Иоанн Лествичник стал известен благодаря этой книге. Она стала настольной не только для многих монашествующих, но и просто для православных христиан, неравнодушных к своей духовной жизни. Она и сейчас является любимой многими благочестивыми людьми, какой она являлась, например, для русского писателя Николая Васильевича Гоголя, который часто читал ее. Кстати, имя одного из своих персонажей, Акакий, он позаимствовал из этой книги. Пост есть время покаяния, обновления нашей души, нашего возвращения к Богу. Это время, когда Церковь дает нам возможность, благодаря особому устройству богослужения, молитв, устава о трапезе, воспрянуть от суеты и обратиться к Богу. Чтобы мы вспомнили о том, какой же должна быть настоящая евангельская жизнь, хотя мы об этом знаем, но подчас забываем. И пост - это возможность проснуться, и как блудный сын, который пришел в себя, встать и пойти к Отцу. Мы все знаем свои несовершенства, и Церковь нам напоминает, что есть Спаситель, Который способен нас исцелить и спасти, принять, как бы мы далеко не отошли от Него, и дать нам силы для исправления нашей жизни. Таким образом пост - это время покаяния.

Вот как о покаянии рассуждает в своей «Лествице» преподобный Иоанн. Он пишет: «Покаяние – это наше возвращение к Богу, обновление нашего крещения; это подвиг, совершаемый ради того, чтобы обновить наш союз с Богом; это – наш обет изменить свою жизнь. Это время, когда мы можем научиться смирению, то есть миру: миру с Богом, миру с самими собой, миру со всей тварью. Покаяние рождается от надежды и решительного отказа от отчаяния. И кающийся – это тот, кто заслуживает осуждения, но уходит с предстояния суду без стыда и позора, потому что покаяние – это наше примирение с Богом. И достигается оно через достойную жизнь, через войну с грехами, которые мы совершали в прошлом. Покаяние – это очищение нашей совести. Покаяние – это готовность, без слова ропота и в преображении любовью, понести всякую печаль и всякую боль». Когда мы рассуждаем о том, как возможно обновить свою жизнь, то ответ может быть только один, обратившись к Богу, как сказано в Евангелии: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26). Если мы не можем справиться со страстями своими силами, то сможем одолеть их при помощи благодати Божией.


-цитата-

«Любое наше усилие Господь принимает, потому что Он ищет любой способ, чтобы нас спасти»

Епископ Арсений


Вся история Церкви, вся история святости - тому наглядное подтверждение, особенно память преподобной Марии Египетской, которую мы будем вспоминать, спустя неделю. А вот, что пишет Иоанн Лествичник о молитве, обращенной к Богу, о спасении: «Не изощряйся в молитвенном красноречии; потому что нашего Небесного Отца часто радует и застенчивый, немудреный лепет детей. Не многословь, когда разговариваешь с Богом, потому что иначе, изыскивая слова, ты запутаешься в них. За одно только слово Бог помиловал мытаря; одно слово веры спасло разбойника на кресте. Многословие в молитве рассеивает ум и наполняет его обилием образов. Единое же слово, обращенное к Богу, собирает ум в Его присутствии. И если, когда молишься, какое слово ударило тебя в сердце, достигло самых твоих глубин, – держись этого слова, повторяй его, ибо в такие минуты сам ангел-хранитель молится с тобой, потому что тогда мы правдивы и верны самим себе и Богу». Даже из этих кратких наставлений видно, что их характер гораздо шире, чем наставления для одних монашествующих. Каждый православный христианин может извлечь пользу из этой великой аскетический традиции. Благодаря своим писаниям, преподобный Иоанн является наставником и отцом сегодня и для всех нас. Будем хранить его слова о покаянии и молитве для того, чтобы оставшееся время Великого поста было для нас плодотворным. Возможно, кто-то начал поститься с первого дня со всей ревностью и продолжает нести этот подвиг. Кто-то, постившись первую неделю, в последующие дни расслабился и забыл, что такое пост. Некоторые, может быть, не начинали, думая, что пост нам не по силам. Но настоящий пост по силам для каждого человека, потому что каждый способен понести что-то малое, что будет способствовать его совершенствованию. В чем-то воздержаться, где-то себя ограничить ради Бога, ради ближних. Вспомним также, что в древности суть поста заключалась не только в личной аскезе, не только в покаянии и молитве, но и в том, что люди себя ограничивали в пище и в материальных средствах. Они не тратили в посту больше средств на еду, наоборот, они ели меньше, чтобы делиться с ближними, таким образом, совершая милостыню.

Это одна из важных характеристик христианского поста, каким он был с первых времен. Итак, покаяние, молитва и милостыня. Если мы думаем, что эти добродетели трудные и недостижимые, то это не так. Нам стоит только попробовать, не нужно ждать какого-то особого расположения, желания или горения к совершению этих дел. Например, молитву и милостыню враг рода человеческого может препятствовать совершать нам через наши помыслы и чувства, но нельзя его слушать. Даже, если мы не хотим сделать что-то хорошее, помочь ближнему, то это надо сделать. Это не будет лицемерием, а будет делом ради Бога и ближнего. Если нам не хватает сил молиться, то надо заставить себя, пусть слова молитвы будут сухими. Даже, если мы не чувствуем желания, то постараемся внимательно произнести, хотя бы слова молитвы Господней, тогда, когда все наше греховное существо противиться этому. И Господь примет это, как дело ради Него, как служение Ему. Потому что в такие моменты, когда мы не хотим совершать что-то хорошее, но делаем это, и проявляется наша вера и верность Богу. И это, может быть, тем более ценно в очах Божиих, чем, когда мы желаем, когда нам легко и молиться, и совершать добрые дела. Любое наше усилие Господь принимает, потому что Он ищет любой способ, чтобы нас спасти. Если мы только не будем Ему мешать, то Господь нас приведет ко спасению. Постараемся, чтобы оставшееся время Великого поста прошло именно в таком настроении, чтобы мы помнили, что Господь - Владыка и нашей жизни, помнили, что Он ведет нас ко спасению, что мы можем понести какие-то малые труды ради Него и ближних наших. И эти дела будут иметь благие последствия не только для нас, но и для других людей. Об этом напоминает нам Церковь в течении каждого Великого поста, чтобы мы, хотя бы в этот период жизни, вспомнили, что значит быть настоящими православными христианами. И в течении всех последующих дней своей жизни снова и снова возвращались к этой настроенности, к этому памятованию и этому предстоянию перед Богом».