366

Вечером 18 марта 2021 года, во четверг первой седмицы Великого поста, епископ Арсений совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме святого благоверного князя Александра Невского Великого Новгорода.

После чтения канона владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:
«В книге пророка Аввакума есть такие слова: «На стражу мою стал я и, стоя на башне, наблюдал, чтобы узнать, что скажет Он», - то есть Господь, - «во мне» (Авв. 2: 1). Великий пост призван стать для каждого из нас такой духовной стражей, чтобы мы, вникнув в себя, в своё сердце, постарались услышать голос Божий. Другой образ поста - это сорокалетнее странствование в пустыне народа Божиего, который вышел из рабства земли Египетской и вошёл в землю обетованную. Но, как не все представители народа израильского были благодарны Богу, многие роптали, вспоминали об этом египетском рабстве, о тех яствах, которые они вкушали, мы, освобождённые Христом от греха в Таинстве Крещения, тоже, подчас, вспоминаем о каких-либо страстях, греховных привычках, и не только вспоминаем, но возвращаемся к ним. Мы совершаем пост, направляясь к Пасхе, для нас Воскресший Христос - это наша земля обетованная. Также Великий пост изображает всю нашу жизнь, наше странствование в этой жизни к радости жизни вечной. К этому нас ведёт Господь, если мы не вернёмся назад в Египет, который изображает грех, отчаяние и неверие.

Канон Андрея Критского, который звучит в первые дни поста, тоже продолжает этот прообразовательный ряд. События, исторические обстоятельства, образы ветхозаветных и новозаветных праведников и грешников, которые встают перед нашими глазами, когда мы читаем этот канон, говорят нам о том, что это не просто история, которая была когда-то давно, а то, что происходит сейчас в нашей душе, в нашей жизни. Оказываемся ли мы верны Богу и Завету с Ним, или, наоборот, отступаем от Него? Если отступаем, то великий канон призывает нас к покаянию, к обновлению, но покаяние, прежде всего, означает перемену жизни. По-настоящему изменить свою жизнь мы могли тогда, когда сознательно пришли к вере. Это был поворот, который нам больше, может быть, не удасться уже испытать, полное изменение нашей системы ценностей, обращение от тьмы к свету, от греха к праведности. Люди, которые пришли к Богу взрослыми, помнят это, особенно первые годы и месяцы после своего обращения.

Великопостное время - это напоминание об этом преображении, об этом изменении, которое уже вошло в нашу жизнь, когда мы пришли ко Христу. Но мы забываем о том, кто мы есть, забываем, Кто наш Отец, к чему мы призваны, заглушаем это грехами и повседневной суетой. Все внешние предписания и богослужебный уклад поста направлены на то, чтобы дать нам почувствовать присутствие Божие. В это время мы призваны духовно проснуться, вновь обратиться к Богу, напомнить себе, что наша жизнь не сводится к одной суете, к одной погоне за материальными благами. Церковь создаёт для этого все условия: молитва, пост, призыв к милостыни и жизни по заповедям. Наконец, Таинства Церкви, когда мы не только в молитве, в чтении слова Божия, не только в совершении добрых дел, но и в храмах в радости Причастия можем снова и снова открыть для себя это присутствие Божие.

Бог постоянно присутствует в нашей жизни, мы только разучились Его воспринимать, обращаться к Нему, быть Ему верными. Пост призывает нас обратиться к верности Богу: «Исправьте путь Господу» (Ин. 1: 23), - призывал ещё Предтеча, проповедуя покаяние. На примере Великого поста мы учимся во всей своей жизни быть верными Богу, Его слову, завету с Ним. Мы призваны помнить, что Он всегда с нами: «Уповая буду на Него, и спасуся Им», - воспевает церковь от лица каждого из нас, - «Яко с нами Бог». Он ведет нас путями этой жизни, подчас трудными, подчас скорбными, к земле обетованной, радость о которой, по Его слову, никто у нас не отнимет, то есть к радости Воскресения, к радости встречи в вечной жизни со Христом».