268

Вечером 17 марта 2021 года, в среду первой седмицы Великого поста, епископ Арсений совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского в храме Успения Пресвятой Богородицы в Колмово.

После чтения канона владыка обратился к молящимся со словом: «В воскресенье накануне поста мы слышали за Литургией слова апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: и так отвергнем дела тьмы» (Рим. 13:12). Таким образом, Церковь сравнивает Великий пост со светом, который воссиял после мрака ночи. Свет в нашей жизни начинает сиять, когда мы ощущаем в ней присутствие Бога. Сквозь мрак суеты, греха, неверия и отчаяния, нужно всегда помнить, что есть этот свет, что он является и просвещает нашу душу. В Священном Писании этим светом назван Сам Господь Иисус Христос: «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1: 9). Во время Великого поста начинается духовная весна, которая способствует нашему духовному преображению, которая побуждает нас вновь встрепенуться для того, чтобы начать жить для Бога, для вечности.

Пост - это время, которое нас к этому сподвигает всем укладом и богослужебной жизни, и нашей личной духовной жизни. Вспомним самое начало молитвы Ефрема Сирина: «Господи и Владыка живота моего», то есть жизни моей, это исповедание того, что Господь является не только Владыкой всего мироздания, но и Владыкой нашей жизни. Эта молитва объемлет множество других молитв, в том числе и слова молитвы Господней: «Да будет воля Твоя». Это исповедание того, что мы находимся под покровом Его любви, что Он с нами, как и обещал. Нам необходимо помнить, что то, о чем повествует Священная история - о Боге, Его великих и славных делах, нашего ради спасения - это не только события минувших дней, это наша история, история о наших отношениях с Богом. Вот, что хочет донести до нас сквозь слова великого канона преподобный Андрей Критский.

Он рассказывает историю своей души, его мысль очень ясная: всё, что происходило в древности с пророками, а иногда и с грешниками, это происходит и в нашей душе. Происходит или верность завету с Богом, или же отпадения от Него, и, если так, то и покаяние должно происходить по примеру древних праведников. Это очень важная мысль, которую мы никогда не должны забывать, Бог действовал не только в Ветхом Завете, не только во время Евангельской истории, Он всегда с нами. Мы, может быть, разучились чувствовать Его присутствие в нашей жизни, но от этого это присутствие не делается менее реальным. Церковь предоставляет нам возможность снова и снова испытать Его присутствие в разных формах, может быть, самая сильная радость и ощущение присутствия Воскресшего Господа происходит во время пасхальной службы. Но это может быть и во время любой Литургии, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовых, и Он делает нас Своим Телом, и мы ощущаем, что Он среди нас.

Ощущение присутствия Божия может нас посетить в молитве и покаянии, к чему и призывает нас пост, молитвой и покаянием подготовить свою душу, чтобы, подняв глаза от земли на небо, от суеты к вечности, мы снова смогли бы ощутить, что Господь является Владыкой и нашей жизни. И есть еще одна важная сторона нашей жизни, в которой мы способны ощущать присутствие Божие. Вспомним притчу Христа о Страшном Суде, которая читалась в одно из воскресений перед Великим постом. Смысл этой притчи в том, что каждый раз, когда мы встречаемся с нуждающимся человеком, мы встречаемся со Христом. В этой притче праведники, по словам Христа, даже не осознавали, что они послужили Самому Богу: «Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?» (Мф. 25: 37). А Господь говорит: «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25: 40).

Речь идет о делах милосердия, о любви, которая проявляется в наших конкретных делах, иногда в форме милостыни, или просто доброго слова, участия в жизни человека, молитве за него, или деятельной помощи. Если мы поступаем по евангельскому слову о любви к ближним, может быть, в этот момент мы даже не ощущаем, что служим Самому Христу, однако, преображение всё равно коснется нашей души, жизнь по вере не оставит наше сердце сухим и безучастным. Можно вспомнить множество примеров из духовной жизни, из житий святых, когда случайная милостыня преображает человека, и того, кто благотворит, и того, кому оказывается благотворение. В этом проявляется то, что Христос среди нас. И, если мы верны Ему, поступаем по заповеди Его, оказывая добро ближним, то люди, даже далекие от Церкви, могут в нас увидеть служителей Бога, Который есть любовь.

Это одно из предназначений Церкви, чтобы мы с вами были соработниками Христа в этом мире, Его руками в деле служения ближним. При всей значимости личного поста и личной молитвы, не будем забывать о том, что христианство должно быть деятельным в отношении ближнего, потому что, служа ближним, мы и служим Богу. То, что мы воздерживаемся от какой-то пищи - это не служение Богу, служить Ему можно только, послужив нашим ближним. К этому Церковь нас призывает, к этому призывает Сам Спаситель во время Нагорной проповеди, обращаясь не только к апостолам, но ко всем христианам, к каждому из нас: «Вы – соль земли» (Мф. 5: 13), «Вы – свет мира» (Мф. 5: 14), «будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 48)».