427

14 марта 2021 года, в Неделю сыропустную, воспоминание Адамова изгнания, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Воскресенском соборе Старой Руссы.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Великий пост - это наше паломничество к Пасхе, а воспоминание Адамова изгнания говорит нам о том печальном состоянии, в котором оказалось человечество после грехопадения, а также о том, что совершил ради нашего спасения Господь Иисус Христос, победив смерть, грех и даже сам ад, воскреснув из мёртвых. Великий пост, который нам предлагает Церковь, является иконой жизни человечества, от Адама и до Воскресения Христова, можно сказать, что и до общего воскресения, к которому мы все устремлены. Главное призвание Церкви в этом мире - это не только подготовить нас к встрече с Воскресшим Господом, но и позволить ощутить Его присутствие среди нас. Весь круг церковной жизни посвящен этому, когда мы от воскресения до воскресения пребываем в этом радостном осознании встречи с Воскресшим Христом в Таинстве Причастия, а также и в течении всего года Церковь выделяет особый период для того, чтобы нас приготовить к празднику Пасхи.

Церковь предлагает нам в это время путь послушания воли Божией и Его слову, предстояние перед Ним в молитве и совершение добрых дел. И каждый Великий пост - это напоминание о том, чтобы мы хотя бы в этот период года сделали немножко больше для своей христианской жизни, чем в обычное время, когда мы пребываем, как правило, в суете, расслаблении, иногда в греховных привычках или пороках. Этот особый период жизни в церковных песнопениях называется весной духовной или весной постной, по аналогии с весной, как временем года, когда вся природа просыпается к новой жизни, так и наша душа призвана оживотвориться для жизни духовной. Евангельские чтения подготовительных недель настраивают нас на то, как мы должны провести это время. Во вчерашнем евангельском чтении Господь заповедает втайне творить милостыню, и в тайне совершать молитвы перед Отцом Небесным, а также даёт образец молитв -молитву «Отче наш», в которой есть такие слова: «Остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». И сегодня Евангелие является продолжением того же фрагмента, Господь говорит во время Нагорной проповеди: «Если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6: 15).

На пороге Великого поста Церковь вновь напоминает нам о том, что Господня любовь объемлет всех, Господь, когда мы каемся, прощает нам наши грехи. Если человек обращается к Богу, то грешник становиться святым, его грехи растворяются в милосердии Божием. Это образец для нас, как мы должны относиться к людям, учиться прощать, как и Отец наш Небесный прощает нас постоянно, безгранично. Способны ли мы простить хотя бы маленький грех или косой взгляд, а иногда невольные проступки людей, которые нас окружают? Если способны, то мы воистину Христовы ученики, мы на верном пути. Но если у нас годами копится обида и злость, если мы не можем простить ближнего или сами попросить прощения, то разве мы Христовы ученики? Разве мы на пути в Царствие Божие? На что мы надеемся?


-цитата-

«Обычный телесный пост, как и какие-то правила благочестия, крестное знамение, уставы о молитве или о поклонах - это не то, что заменит нам исполнение заповедей Христовых»

Епископ Арсений


Нельзя подменять нашу веру внешними проявлениями благочестия, за это Христос и критиковал фарисеев, которые подменили главное в Законе внешними обрядовыми проявлениями веры. Хорошо, когда сочетается и то, и другое. Накануне Великого поста для многих главным являются размышления о том, что можно, и что нельзя вкушать. Здесь можно выделить две крайности. Одни люди стремятся выполнить все предписания, касаемые поста, во всей полноте, как это предписывает церковный устав, но Типикон создан для монастырей, и сейчас не во всех монастырях все эти правила соблюдаются. Другие же могут относиться к этому времени так, как-будто ничего не происходит и продолжать находиться в суете, праздности, грехах, в пустых увеселениях, не говоря уже о вражде и о неумении прощать. Нам нужно найти, как говорят святые отцы, царский путь, золотую середину для того, чтобы и понести посильные правила, относительно ограничений телесных, и в тоже самое время не пройти мимо сути поста - стремления ощутить Бога в своей жизни. Через покаяние и молитву мы можем почувствовать Его присутствие, через прощение, через добрые слова ближним, в том числе и через реальные дела милосердия и сострадания.

Почему древние отцы так много внимания уделяли милостыни? Потому что милостыня в Церкви всегда была связана с постом. В древности христиане, вступая в пост, не разнообразили свой рацион, тратя больше денег на пищу, отказываясь от одних видов пищи ради других, а, наоборот, ограничивали себя и в качестве пищи и количестве. Вырученные же средства шли на помощь для людей неимущих, для тех, кто не мог себе позволить и самой простой, скудной пищи. Эта милостыня является, по слову святителя Иоанна Златоуста, главной христианской добродетелью, потому что она является любовью на практике, любовью в действии. Иногда мы думаем, что добродетель любви какая-то далекая и недоступная, и что мы не сможем любить весь мир, все творение так, как его любит Господь. Но этот образец, эта икона любви, явленная нам во Христе Спасителе, должна быть для нас идеалом, к которому мы должны стремиться, творя дела милосердия. В апостольских посланиях и в писаниях ранних отцов Церкви, когда говорится о любви, которую имеют христиане ко всем людям, всегда речь идёт о конкретных делах. А ведь сказать доброе слово или сделать добрый поступок в состоянии каждый из нас.

Если говорить о воздержании, конечно, у каждого человека своя мера как физического здоровья, так и духовного состояния. Нельзя одни и те же суровые правила монастырского поста предлагать абсолютно всем. Но есть один вид воздержания, который способен понести абсолютно каждый человек. Это воздержание своего языка. Воздержание в пустословии, в осуждении, сквернословии или ругани, не говоря уже о вражде, которая тоже выражается словами. Мы всегда можем промолчать и вместо праздного или обидного слова ближним можем помолиться про себя или вслух перед иконами, мы всегда можем вникнуть в Слово Божие. Это будет намного лучше, чем мы будем проводить этот период времени, который Церковь предлагает нам, как весну духовную, также праздно, суетно и подчас пусто, как и многие дни нашей жизни. Постараемся сделать всё возможное, уже начиная с первого дня поста, чтобы принести для Господа реальный плод, чтобы это время было не просто данью какой-то православной традиции. Постараемся сделать всё для того, чтобы нам стать лучше, ближе к Богу, и вместе с тем, и это немаловажно, чтобы и люди, окружающие нас, почувствовали присутствие Бога в своей жизни, через нас, христиан. Потому что о подлинных христианах, которыми и мы призваны быть, Спаситель сказал: «Вы – свет мира» (5: 14), «Вы – соль земли» (5: 13), «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (5: 48)».