366

14 февраля 2021 года, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. После чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).       

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «За Литургией мы слышали евангельское чтение о Закхее. В этом отрывке рассказывается о том, как Господь Иисус Христос во время Своего служения на земле посещает Иерихон, древний город в Палестине, разбогатевший, благодаря производству оливкового масла и плодов смоковницы. Здесь происходит замечательное событие, на которое и обратил внимание евангелист. В то время, когда Христос вместе с учениками и в сопровождении народа проходил по улицам города, один из мытарей по имени Закхей, хотел увидеть Иисуса.

Скорее всего, этот человек был глубоко несчастным. Мытари были прислужниками римской власти. Римская империя в I веке до Рождества Христова завоевала земли Палестины, и для всех иудеев римское владычество было ненавистным и тяжёлым. Тем более евреи, которые поступали на службу к этим оккупационным властям и выбивали налоги из бедного населения, обогащаясь на этом в немалой степени, заслуживали ещё большего презрения, чем язычники и грешники. Их все ненавидели. И вот Закхей, наверное, как и когда-то будущий апостол Матфей, услышав о Христе, почувствовал, что это Тот, Кто единственный его не отвергнет и примет, Кто способен его исцелить и простить. Несмотря на свое положение, на то, что он считался человеком богатым изнатным, он, будучи мал ростом, побежал вперёд толпы и залез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса. Что двигало этим человеком? Желание встречи со Христом! Он ещё не знал, что с ним произойдет дальше, и как Господь ему поможет, но эта встреча произошла, и она стала для Закхея судьбоносной. Как бы специально остановившись у этого дерева, Христос обращается к нему по имени: «Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:6). Эти слова повергли в шок всех, кто шел за Христом. Как Он обращается к этому человеку? Почему Он даже хочет войти под кров его дома?

Это переворачивало все представления о том, что хорошо и праведно, потому что в этой же толпе, сопровождавшей Христа, многие люди были настроены довольно радикально. Они были воспитаны на тех представлениях о Мессии, говорящих, что это будет земной владыка, который свергнет власть оккупантов и установит Царство Божие для Израиля. А таким людям, как Закхей нет никакого места в этом новом мире, они все вместе с римлянами будут уничтожены. И вот Тот, в Котором эти люди готовы видеть Мессию и Царя, вдруг обращается к заведомому врагу, говоря о том, что Он сейчас посетит его дом. Закхей, будучи вне себя от радости, поспешил поскорее сойти с дерева и принять Христа у себя.

Дальше мы видим, что глубокая перемена, которая началась в душе этого человека, продолжается и во время угощения, которое он устроил для Христа и Его учеников, Закхей выражает плоды покаяния. То, что и нужно для Бога. Когда и мы приносим покаяние, то это не должны быть прекрасные эмоции и слова, но должно быть реальное исправление нашей жизни. Пусть оно будет спокойное, трезвое, лишённое каких-либо очень сильных переживаний, но реальное исправление. Покаяние в этом и заключается, что человек изменяет образ жизни и мысли и становится другим. Тот человек, который кается в своих грехах, как бы говорит о том, что, если это истинное покаяние, то это уже не я, это уже новый человек, я так больше не смогу жить и поступать. И вот мы видим этот переворот, который произошел в Закхее, обращаясь ко Христу, он говорит: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19: 8). То есть половину всего состояния он просто раздает бедным. А далее: «Если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк 19: 8). Здесь он даже относит к себе более суровые требования Закона, которые бы ему полагались в таком случае.

Если бы это была кража, и человек добровольно сознался в ней, то по ветхозаветному Закону он должен был возместить стоимость этой кражи, плюс пятую часть, а он поступает так, как это полагалось по Закону, если бы произошел грабеж с насилием, «воздам вчетверо» (Лк 19: 8), именно такую меру компенсации устанавливал ветхозаветный Закон для пострадавших. Вот какая радикальная перемена произошла в лице этого мытаря, что мы видим перед собой, по сути говоря, настоящего христианина, который уже готов следовать за Христом, и его новая жизнь подтверждает это изменение.

Не случайно также то, что в это время года мы слышим в Церкви евангельское чтение о Закхее, это говорит о том, что наступает время подготовки к Великому посту. И последующие воскресенья будут посвящены продолжению этой темы - покаянию, милосердию, желанию встречи со Христом. Также удивительным образом соотносится это евангельское чтение с праздником Сретения Господня, потому что сегодня день предпразднства, а завтра начинается этот великий праздник, встреча со Христом, встреча человека и Бога. Евангельский Закхей - это пример обращения к Богу всякой грешной души, которую Христос спасает и преображает, ради чего Он и пришел в этот мир, ради спасения каждого из нас. Славянское слово «сретение» переводится как «встреча».

Здесь мы можем выделить три главных понимания этой встречи. Это, во-первых, встреча с Богом, когда мы прозреваем духовно, обретаем веру и приходим в Церковь, когда мы находимся только в начале нашего духовного пути. Эта встреча с Богом была такой, что она изменила нашу жизнь, как изменила жизнь мытаря Закхея. Встреча с Богом и должна изменять жизнь, преображать ее, переводить от тьмы к свету, от греха к праведности, от служению диаволу - к служению Богу. Но в течении всей нашей последующей жизни какие-то грехи, суета, наши немощи и страсти заглушают память об этой встрече, иногда она ставится уже под вопрос. Встретили ли мы Бога в своей жизни или мы обманулись и нам показалось? Когда человек находится в этом состоянии, ему необходимо помнить, что мы встречаем Бога каждый день. Об этом нам напоминает евангельское чтение Недели о Страшном Суде, что в лице наших ближних мы встречаем Самого Христа, особенно в лице тех, кто нуждается в милосердии, сострадании и любви.

Служа ближним, мы служим Богу, может быть, мы даже не отдаем себе в этом отчёта, но в духовной жизни этот закон действует непреложно. Если мы не будем делами милосердия подтверждать нашу веру, то от неё ничего не останется, и наоборот, служение ближним нашим и является служением Богу. Больше в этом мире мы не можем послужить Богу никак, только служа нашим ближним. Каждый раз, когда это случается, происходит встреча человека с Богом, и не только в душе того, кто делает добро, но и в душе того человека, который воспринимает это добро как дар от Бога. Таким образом, люди, которые живут по заповедям Христовым о любви, являются Его соработниками, сослужителями в этом мире. И, наконец, ещё одно измерение Сретения, это встреча с Богом вечности, это прямо следует из первых двух измерений этого слова.

Встреча с Богом происходит в этом мире, конечно, она каждый раз обновляется, подтверждается в том, что мы живём так, как заповедал нам Христос, и мы встречаем Христа в наших ближних. Таким образом, эта встреча со Христом органично продолжается уже в мире ином, за порогом нашего временного жития, ради которого мы все сейчас и существуем. Каждый наш день, каждый наш поступок должен соизмеряться с судом нашей совести, именно в свете вот этой последней встречи. Хотим мы ее или нет? Это от нас зависит. Стремимся ли мы к ней? Живём ли мы так здесь на земле, чтобы и в вечности быть с Богом? Вот эти вопросы, которые каждый из нас способен задать и ответить на них не только словами, но и самой жизнью, как это сделал евангельский Закхей, чтение о котором нам сегодня Церковь предлагает в назидание».