В конце января в Троицком соборе города Валдай состоялась конференция для родителей воспитанников детских садов и школ Валдая. Она была посвящена проблеме детской гаджетомании и игромании. Обсуждение этих острых проблем прошло в форме круглого стола, на котором высказали своё мнение психологи, педагоги, священнослужители и родители.
Елена ШОРОХОВА, заведующая детского дошкольного отделения «Светлячок»:
— В январе 2021 года мы предложили родителям воспитанников детского сада «Светлячок» пройти опрос, посвящённый теме гаджетов. В нём приняло участие 30 человек. На вопрос — умеет ли ваш ребёнок пользоваться гаджетами, положительно ответили 28 родителей, 18 отметили, что малыши проявляют интерес к гаджетам 2-3 раза в день, а вообще не интересуются — 6. Спросили и сколько времени ребёнок проводит с электронными устройствами: 9 человек ответили — до 20 минут, 12 — до 1,5 часов. Если учесть, что почти целый день ребёнок проводит в детском саду, то получается, что на общение с родителями у него остаётся очень мало времени.
В гаджетах дети смотрят мультфильмы, слушают музыку, играют в игры и занимаются в развивающих приложениях. Также подавляющее число опрошенных ответили, что не поощряют увлечённость детей гаджетами и стараются контролировать этот процесс. Также родители отмечают положительные изменения в детях после начала пользования электронными устройствами. Например, с помощью развивающих игр они учатся считать, изучают английский, расширяют кругозор. Из отрицательных изменений некоторые родители отметили увеличение раздражительности.
Любовь ДАНИЛКИНА, учитель начальных классов:
— Мы провели подобное анкетирование и среди родителей начальных классов. В нём приняло участие 85 родителей. Как показал опрос, до 1 часа в день гаджетами пользуется 27 детей, от 1 до 2 часов — 33, от 3 до 4 — 17 человек, от 5 часов — 4 человека. В гаджетах ребята играют в игры, решают задания на образовательных интернет-платформах, слушают музыку, смотрят видеоролики, общаются в социальных сетях. Анкетирование показало, что большинство родителей — 50 человек — недовольны увлечённостью детей гаджетами, что вызывает их беспокойство. Так 22 человека ответили, что использование телефонов и компьютеров детьми делает их более раздражительными, возбудимыми, а иногда и агрессивными.
Игорь БОЙЦОВ, Благочинный Валдайского округа, протоиерей:
— Меня очень пугает, что из-за нарастающей информационной нагрузки подрастающее поколение разовьётся или плохо, или неправильно. Если мы возьмём домой щенка, то воспитаем собаку, но, если мы возьмём младенца и поместим его в среду Маугли, в результате не получим человека. Не развившийся ребёнок превратится в то животное, которое его воспитает. И этому есть множество примеров. Чуть менее 2000 лет назад об этом писал апостол Павел: «Всё мне можно, но не всё мне полезно. Всё мне позволено, но ничто не должно мною обладать» (1Кор. 10:23).
Я считаю, что смартфон, который безусловно является высочайшим достижением технологий, в руках ребёнка может нанести вред его развитию. Например, я столкнулся с этим, когда вёл шахматный кружок. Заметил, что дети зачастую не могут выучить как ходят фигуры и делают невозможные ходы. Потом понял, в чём дело — программа, где они тренируются, не даст сходить неверно. Они не могут запомнить шахматную партию, потому что в приложении все ходы сохраняются. При этом это были развитые, хорошие ребята, умеющие играть в шахматы.
Почему мы пригласили на круглый стол родителей воспитанников детского сада и учеников начальных классов, когда ещё нет, судя по опросу, острых проблем? Потому что позже, когда дети переходят в подростковый возраст, эти проблемы решить куда сложнее. Я не считаю, что гаджеты необходимо запрещать, но контролировать их использование необходимо.
Светлана УТЕВА, психолог:
— Хочу отметить, что игромания — это уже подтверждённый диагноз, который лечится врачами-психиатрами, в том числе и медикаментозно. Он приравнен к наркомании и алкоголизму. Поэтому родительский пример — это главный ориентир для ребёнка, который убережёт его от этого заболевания. Но, если взрослые сами всё время или в телефоне, или телевизоре, и им некогда поговорить или поиграть с ребёнком, понятно, что с ним будут проблемы. Я считаю, что очень важно, чтобы в семье были правила, по котором живут и дети, и родители. Вообще ничего лучше не воспитывает, чем личный пример. И главное, если вы ограничиваете ребёнка в телефоне, то нужно давать что-то взамен. Например, провести совместное время, отдать на кружок или в спортивную секцию.
Галина ЕГОРОВА, мама ученицы второго класса:
— В нашей семье у детей нет гаджетов. Может, конечно, это и неправильно, но это моя принципиальная позиция. Я вообще не компьютерная мама: пользоваться умею, но на «Вы». Дома у нас есть ноутбук, но всем известно общее правило — он для работы.
Юлия МИХЕЕВА, мама ученицы второго класса:
— Очень трудно ограничивать в пользовании телефоном, когда в семье растут дети разных возрастов. И когда старший ребёнок по учёбе или работе всё время в телефоне, это трудно объяснить младшему. Нас, в первую очередь, спасает то, что живём в частном доме, так что всегда есть чем заняться: снег, дрова, баня и животные. И, конечно, помогают увлечения, которыми папа заразил мальчишек, например, рыбалка. И зачастую бывает так, что они охотнее проснутся в 4 утра на рыбалку, чем ради того, чтобы поиграть в телефоне. Но совсем от гаджетов никуда не уйти.
Ольга ФАДИНА, директор школы №1:
— Многие ребята очень правильно понимают, как можно пользоваться в школе телефоном. Начался урок, они убирают смартфон в портфель и концентрируются на уроке. На перемене достают телефон для того, чтобы послушать музыку, обсудить с ребятами что-то, позвонить родителям. Есть противоположные ситуации, когда ребёнка невозможно оторвать от телефона. Поэтому в некоторых классах принято после перемены складывать гаджеты на стол учителя.
Я согласна со всеми высказанными мнениями, но хочу обратить внимание, что живём мы в провинции и не совсем понимаем, какой запрос формирует современное общество. Что ждёт наших детей — это большой вопрос. В крупных городах цифровые технологии уже везде и во всём. Читают, рассчитываются, общаются все с помощью устройств. При поступлении на работу необходимо знание компьютера. А теперь это касается и рабочих специальностей. Поэтому наши дети всё-таки должны ориентироваться в современном мире. Например, в «Точке роста» школы №1 мы попытались это уравновесить — с одной стороны там проходят занятия по шахматам и лего-конструированию, а с другой — у нас закуплены очки виртуальной реальности, открыт кружок программирования.
***
Добавим, что по заключению Всемирной Организации Здравоохранения, как сообщает издание IT ZINE, детям до двух лет вообще нельзя пользоваться гаджетами. В докладе, опубликованном в апреле 2019 года, ВОЗ заявила, что для поддержания здорового образа жизни дети в возрасте до 5 лет должны тратить меньше времени на гаджеты и больше играть – а именно, ограничить использование электронных устройств до 1 часа в день.
Рекомендации ВОЗ по времени использования электронных устройств в день:
От 0 до 2 лет – не рекомендуется вообще.
От 2 лет – меньше 1 часа в день.
От 3-4 лет – не больше 1 часа в день.
По данным Американской академии педиатрии более 30% детей до двух лет используют мобильные устройства для игр. Согласно исследованиям ЮНЕСКО, это грозит серьезными последствиями для здоровья детей: 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. Для сравнения, в середине 70-х годов дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста.