356

3 января 2021 года, в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, Святых отец, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодняшнее воскресенье называется неделей Святых отец, неделей перед Рождеством Христовым, и вместе с предшествующим воскресеньем, неделей Святых праотец, эти дни особо подчеркивают то, что весь Ветхий Завет, вся история дохристианского мира была напряженным ожиданием спасения. Если в неделю Святых праотец вспоминаются все праведники и святые Ветхого Завета, которые жили верой в грядущего Спасителя, то в неделю Святых отец из всей череды праведников, прежде всего, вспоминаются предки Христа по плоти. Сегодняшнее Евангелие начинается с родословной Иисуса Христа. Это самое начало Нового Завета, когда мы открываем первое Евангелие, Евангелие от Матфея, то сразу сталкиваемся с длинным и, на первый взгляд, скучным перечнем имён, которые современному человеку почти ничего не говорят. Но мы должны иметь ввиду, во-первых, то, что евангелист Матфей первоначально пишет Евангелие для иудеев, а для них принадлежность к избранному народу через подтверждение своей родословной, через списки имен была очень важна. Тот, кто не мог подтвердить через родословные записи свою принадлежность к народу израильскому, исключался из него как нечистый.

В родословной Христа делается акцент, прежде всего, на Аврааме, с него начинается родословная, потому что он - отец этого народа, который заключил завет с Богом. А также на Давиде, потому что, как верили иудеи, Мессия, Спаситель придет из рода царя Давида и восстановит царство династии Давида. Основная цель родословной - показать, что Христос принадлежит этому народу, что Он - истинный Мессия, Который был предвозвещен пророками, почему евангелист Матфей и приводит ссылку на пророка Исайю, который за восемь веков до Рождества Христова произнес: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1:23). Те откровения, которые получали древние праведники, и то, как это происходило для нас, остается тайной. Врядли пророк Исаия видел все обстоятельства будущего, но он прозрел Духом Божиим именно тот важный и непреложный факт, что Бог приходит в историю, чтобы установить Своё Царство. Младенец родится от Девы, и таинственное имя Еммануил, которое открывается Исаии, означает, что с нами Бог. Если имя Иисус означает «Господь спасает», то Исаия говорит о том, что означает пришествие Христа в этот мир, что Бог с нами.

Теперь мы переходим к тому, что же значит этот длинный перечень малознакомых имен в родословии. На самом деле, это благовестие, это радостная весть о том, что Бог приходит в этот мир и становится одним из нас. Это не просто подчёркивание реальности человеческой природы Христа, что у Него были земные предки, что Он входит в саму ткань истории, принимает человеческое естество, чтобы сделать нас причастниками Своего Божества, но это именно провозвестие того небывалого, вечного и радостного события в христианстве, что «Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца» (Ин. 1:14). Бог приходит в этот мир, и каждое имя в первой главе Евангелия от Матфея должно быть для нас пасхальным провозвестием, провозвестием о пришедшем спасении этого мира. То, что ветхозаветные праведники только ожидали, для нас с вами является уже исполнением. То, о чём говорил пророк Исаия, исполняется, Сам Господь даст вам знамение, и знамение было дано - Спаситель явился в этом мире, Бог стал одним из нас.

Между прочим, новгородская икона Божией Матери «Знамение» как раз говорит об этом, это то знамение, на которое предуказывал Исаия, и мы видим исполнение этого пророчества. Бог с нами! Эта благая весть уже не замолкнет никогда в этом мире, и она должна всегда нас вдохновлять и окрылять. Как бы мы ни были подавлены грехами, страданиями, болезнями, унынием или чем-либо ещё, мы никогда не должны забывать об этой вечной, радостной вести - с нами Бог! Как говорит митрополит Антоний Сурожский, если мой Бог стал человеком, то это значит, что человек настолько глубок, что может вместить в себя Бога. В этом заключается надежда для каждого из нас, ведь Бог верит в каждого из нас и не перестает заботиться о нас, как бы человек ни ушел далеко от Бога, как бы ни пал низко, всегда остается надежда, потому что с нами Бог, потому что в этом мире явился Господь, став одним из нас, Спасителем. Это то, что возвещает с апостольских времен Церковь, то, чем она живёт, вот этой радостью о Богоявлении, о нашем спасении и преображении во Христе».