462

20 декабря 2020 года, в Неделю 28-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня чтения из Священного Писания говорят нам о благодарности Богу. Так евангельское повествование говорит об исцелении Господом Иисусом Христом десяти прокажённых. Когда Он путешествовал по Галилее и Самарии, то к Нему подошли страждущие, болеющие проказой, тогда эта болезнь считалась неизлечимой и очень заразной. Люди, которые болели этим тяжелым недугом и у которых практически заживо разлагалось тело, жили, как изгои, вдалеке от поселений, им не разрешалось приближаться к человеку ближе, чем на несколько десятков метров. Они могли только издалека просить милостыню или еду для пропитания, а вместо этого в них часто летели палки и камни, потому что люди боялись этих прокаженных. И вот одну такую группу встречает Спаситель, и они громким голосом, увидев Его издалека, говорят: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17:13).

В ветхозаветном законе было сказано о том, что, если прокажённый исцеляется, то его должен освидетельствовать священник, и выздоровевший должен принести благодарственную жертву. Вот это повеление идти показаться священникам и принести жертву благодарения Спаситель даёт этим ещё страждущим и болящим людям. Они, поверив Ему на слово, отправились и в пути обнаружили, что очистились от болезни, исцелились, и, как отмечает евангелист Лука, только один из них вернулся, чтобы поблагодарить Спасителя, «и это был Самарянин» (Лк. 17:16). Мы уже не раз говорили о той вражде, которая была между самарянами и иудеями, иудеи даже считали самарян хуже язычников, они ненавидели их. В Евангелии специально делается акцент на то, что исцелённый человек, оказавшийся самарянином, возвращается, чтобы поблагодарить Господа Иисуса Христа. «Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:17-19).

«Вера твоя спасла тебя» - мы снова встречаем это выражение, говорящее о спасении, которое является синонимом слова «исцеление». Христос называется в Священном Писании Спасителем, по-гречески Σωτήρ, что значит и Спаситель, и Целитель, это одно и то же слово. Снова и снова проводится одна и та же мысль, что источником подлинного исцеления и физического, и духовного является только Господь. В словах «вера твоя спасла тебя», Христос говорит о чём-то большем, чем просто исцеление от болезни - речь идёт о духовном преображении по вере. Речь идёт о той вере, которая нас спасает, по выражению апостола Павла, мы спасаемся верой в Господа Иисуса Христа. Эта вера спасающая и исцеляющая, она одухотворяет Церковь, она является движущей силой и на нашем с вами духовном пути.

По вере во Христа мы получаем от Него спасение и исцеление именно в высшем смысле слова, как спасение и исцеление греховной человеческой природы, потому что, по мысли святых отцов, грехопадение и наша причастность к нему выражается именно в поврежденности человеческого естества. Но Господь как Исцелитель и Спаситель не просто делает грех «яко не бывшим», но Он преображает нашу с вами человеческую природу, став одним из нас. Соединив наше человечество со Своей божественной природой, Он является для нас животворным источником нашего подлинного спасения, исцеления и преображения. Скоро мы будем праздновать праздник Рождества Христова и снова, и снова будем возвращаться к той идее, что Господь принимает, как заблудшую овцу, весь человеческий род, всю человеческую природу для того, чтобы её исцелить, преобразить и вернуть Отцу Своему.

Тема благодарения Бога весьма актуальна для каждого из нас, и вообще тема благодарности, потому что неблагодарность даже в нехристианских или мирских сообществах является пороком, тем, что следует порицать. Тем более христианин, который призван благодарить Бога, иногда оказывается неспособным проявить благодарность. Иногда мы бываем неблагодарны своим родителям, которые являются причиной нашего бытия, нашего прихода в этот мир, в течение долгого времени они заботились о нас тогда, когда мы и нескольких дней или часов не смогли бы прожить самостоятельно. Горько бывает наблюдать неблагодарность по отношению к родителям, особенно со стороны православных христиан, которые должны совсем по-другому себя вести. Мы бываем неблагодарны людям, которые нам в каком-то смысле оказались благодетелями, воспринимаем иногда как должное то, что люди делают для нас, любовь и тепло близких, помощь, иногда очень существенную, которая может нас спасти, со стороны благодетелей, друзей и знакомых.

Наконец, мы оказываемся неспособными благодарить Бога. О чём наши молитвы? Попробуем проследить. Если мы молимся, разве это благодарность? Мы вспоминаем о своих нуждах, о том, какие мы несчастные, мы снова и снова требуем от Бога чего-то нового, иногда даже с внутренним ропотом на Него, почему у нас нет здоровья, денег, чего-то другого, забывая о том, что у нас есть. У нас много чего есть. Все эти дары Божии, которыми мы пользуемся, начиная от дара жизни, заканчивая даром жизни вечной, чаще всего проходят мимо нашего внимания, вместо того, чтобы мы за них приносили благодарение. Евангельское чтение как раз напоминает нам, учит нас благодарить Бога. Сегодняшняя апостольское чтение начинается со слов: «Благодаря Бога и Отца, призвавшего нас к участию в наследии святых во свете, избавившего нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:12-13). Это продолжение той же самой мысли, которая звучит в самом начале послания: «Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас» (Кол. 1:3).

Благодарностью Богу за все благодеяния, которые изливаются на Церковь, проникнуты все послания апостола Павла и это неслучайно. Апостол не только сам живёт в постоянном благодарении Бога, но призывает и основанные им христианские общины жить в свете этой благодарности. Здесь нельзя не сказать ещё и о том, что важнейшее богослужение нашей Церкви называется именно «благодарение Бога», по-гречески «Евхаристия». Самая главная церковная молитва научает нас благодарить Бога. «Благодарим Господа» - такими словами начинается Евхаристический канон, и звучит величественная молитва, в которой возносится благодарение от лица всей Церкви за то, что Господь призвал нас из небытия в бытие, что Он даровал нам жизнь вечную, что Он принимает от нас эту службу, несмотря на то, что Его постоянно славословят ангелы. Мы благодарим Его за то, что Он совершает наше спасение во Христе, вспоминаются Тайная Вечеря, страдания, Крест, Воскресение и Вознесение во славе, то есть благодарение приносится о всех и за вся, как бескровная жертва приносится Богу.

Господь принимает эту нашу малую жертву для того, чтобы сделать нас чем-то большим, чем просто людьми, стоящими в Церкви. Он принимает от нас плоды земли, хлеб и вино, наполняет их Своим присутствием, делает их Телом и Кровью и нас в Причастии делает Своим Телом - Церковью. Не только мы совершаем эту службу для Него, но и Он служит нам в этот момент и делает из нас нечто новое, новое творение, Свой народ. В этом апостольском чтении, в послании к Колоссянам апостол Павел говорит о Христе, что «Он есть глава тела Церкви; Он - начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство» (Кол. 1:18). Эти слова выражают опыт Церкви, так как Церковь с самых первых времен своего существования ощущала присутствие живого Христа. Для апостолов во время земной жизни Господа Иисуса Христа это был их любимый Учитель, Пророк, для некоторых из них Он открывался как Сын Божий, в Своём же Воскресении Он для них явил Себя уже как Господь и Победитель смерти, как Владыка мира.

В дальнейшем именно опыт Воскресшего Христа, сначала лицом к лицу, а потом уже в христианских общинах, в которых собирались апостолы и первое поколение христиан для совершения благодарения, преломления хлеба, всё больше раскрывал, Кем же является для нас, для Церкви, Господь Иисус Христос. И вот апостол Павел говорит: «Он есть глава тела Церкви» (Кол. 1:18). Церковь - это мистическое тело Христа, это живой организм, а Господь является его Главой. И как глава уже восстала из мёртвых, победив смерть, так и мы, всё тело, предназначены к этому совосстанию, к победе, к жизни вечной, которая открывается нам во Христе. «Он - начаток, первенец из мертвых», - продолжает свою мысль апостол. Начаток и первенец - это, конечно, мессианские титулы, то, каким ещё в представлениях древних иудеев, а затем и в опыте первых христиан, должен быть Мессия. Начаток - это не просто первый количественно, а начаток, как причина, как источник всего сущего. Христос является начатком этого творения, этого мира.

«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть» (Ин. 1:1-3), - говорит в начале своего Евангелия евангелист Иоанн. Он не просто начало всего творения, но Он и начало Церкви, начало нового творения. Для этого у апостола Павла есть ещё одно выражение - «Новый Адам». Христос стал Новым Адамом, чтобы из всех нас создать новый народ Божий, причастный божественной жизни, искуплённый и спасённый. Он первенец из мёртвых, Он не просто воскрес, мы не просто говорим о Христе, Который когда-то давно жил, умер и явил себя снова живым Своим ученикам, первенец означает, прежде всего, то, что Он первый из нас расторг узы смерти. Это тот опыт, та радостная весть, которой жила ранняя Церковь, которой должна быть проникнута  и наша с вами жизнь. Он расторг узы смерти и с тех пор Он не остался где-то в истории, но Он всегда пребывает со Своей Церковью, всегда пребывает рядом с нами. По мысли апостола, который пишет эти строки, и в опыте Церкви, и в опыте каждого из нас, Христос является живым присутствием среди Своих верных, только в Нём и через Него мы можем созерцать обращённый к миру лик божественной любви.

Именно в контексте благодарения, то есть совершения, прежде всего, Таинства Евхаристии, мы имеем опыт причастия Христу как Главе тела Церкви и Первенецу из мертвых. Вся наша жизнь должна быть проникнута благодарностью Богу, потому что благодарение не ограничивается воскресным богослужением, а мы, христиане, должны учиться благодарить Бога своими поступками каждый день, чтобы наша жизнь была жертвой благодарения, и тогда наша жизнь будет открыта для опыта встречи со Христом. Тогда она будет проникнута опытом присутствия Христа, и Он не только будет для нас лицом Священной истории и объектом наших молитв, но и живым присутствием, которое продолжается, пока мир стоит, потому что Он Сам обещал: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28:20). Его слово твёрдо, но почувствовать, осознать и ощутить Его присутствие мы можем только в благодарении Бога, которое в полноте совершается в самом главном Таинстве - Евхаристии, но также и вся наша жизнь должна быть, своего рода, продолжением Евхаристии, продолжением благодарения Бога. Благодарим Господа!»