433

13 декабря 2020 года, в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в этом же храме обители.

По окончании Литургии епископ Арсений обратился к молящимся с архипастырским словом: «Во время Рождественского поста Церковь предлагает нам переосмыслить какие-то моменты в своей жизни, сделать выводы, провести работу над собой, чтобы очистить сердце, стать лучше и ближе к Богу. Пост сам по себе не имеет ценности, если он не делает нас лучше, чище и ближе к Богу. А как стать ближе к Богу научает нас евангельское слово, в частности, те евангельские отрывки, которые читаются по воскресным дням в Церкви. Сегодня за Литургией мы слышали евангельский рассказ о том, как Христос, войдя в субботу в синагогу, исцеляет женщину, которая на протяжении 18 лет была скрючена. Когда Господь её увидел, то Он, подозвав её и возложив на неё руки, сказал: «Женщина! ты освобождаешься от недуга твоего» (Лк. 13:12).

Показательно последующее описание событий, то, как евангелист Лука представляет реакцию начальника синагоги. По евангельской хронологии, это последнее посещение Христом синагоги перед Своими страданиями. Уже тогда иудеи, которые не верили в Него, которые хотели навредить Ему, следили за каждым Его шагом и словом. После этого чуда исцеления, вместо того, чтобы возблагодарить Бога, начальник синагоги, не осмеливаясь даже обратиться напрямую ко Христу, говорит собравшимся, в том числе и тем, кто, возможно, ожидал исцеления: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13:14). Начальник синагоги либо был ослеплён ненавистью ко Христу, либо просто плохо знал Закон, потому что в Законе дозволялось помогать не только людям, но и даже скоту, на что Христос и указывает ему: «Не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13:15).

Закон, на самом деле, позволял делать добро, позволял и благотворения человеку в день субботний. Но первоначальный смысл этой заповеди оказался погребённым под многочисленными толкованиями, под мелочными предписаниями того, что можно и что нельзя. Эти предписания регламентировали каждый шаг человека, и подлинный смысл Закона оказался искажён мелочным, обрядоверческим исполнением этих заповедей, которые ничего не говорили ни уму, ни сердцу человека. Сегодня мы должны сделать для себя вывод: если мы можем сделать добро человеку сегодня, то нельзя откладывать его на завтра. Христос мог отложить исцеление на следующий день, и тогда никаких нареканий бы на Него не возникло и Он бы не дал повод обвинять Себя, но Он этого не делает. Если можно сделать добро человеку, тем более нуждающемуся в этом добре с нашей стороны, то нужно, как и Господь, сразу оказывать любовь и милосердие.

Однако смысл этого отрывка гораздо глубже, чем просто научить нас поступать так, как поступал Господь. В послании к Евреям апостола Павла говорится о том, что нам нужно постараться войти в покой: «Итак, как некоторым остается войти в него (Прим. Ред. - т.е. в покой), а те, которым прежде возвещено, не вошли в него за непокорность» (Евр. 4:6). Здесь имеется в виду, что не вошли те, которые не покорились Богу во время исхода, они не верили, что Господь дарует землю обетованную народу Своему, и не они вошли в покой, а их потомки. И дальше апостол продолжает мысль, что нам ещё предстоит войти в покой: «Для народа Божия еще остается субботство. Ибо кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих. Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность» (Евр. 4:9-11).

В этом отрывке две ссылки на Священную историю: на тех неверующих израильтян, которые не вошли в землю обетованную по неверию, что Господь поможет им завоевать эту землю, также тут проводится параллель с днями творения, как сказано в первых главах книги Бытия, что после шести дней творения, «Бог… почил от всех дел Своих» (Быт. 2:3). Некоторые книжники и богословы того времени говорили, что, так как о каждом дне сказано, что и был вечер, и было утро: день первый, второй, третий и т.д., а о дне седьмом не сказано, что он закончился, то было распространено убеждение, что мир продолжает жить в шестом дне, а седьмой день, День Господень, должен ещё только наступить. Но обещанный покой или День Господень пришёл.

Как иудеи верили, что наступление этого последнего дня будет связано с пришествием Мессии и со спасением этого мира, так и христиане возвещают, что этот покой уже пришёл, что седьмой день наступил. Наш покой, по-еврейски суббота, это Господь, пришедший успокоить нас, как сказано в Евангелии от Матфея: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11:28-29). Только Господь дарует нам покой, только Он дарует нам исцеление, истинное здравие души и тела, а также спасение. Вера в Него дарует нам не только приобщение к Господу как нашему покою, но и приобщает нас к нашему с Ним воскресению, как нашей жизни вечной, как нашему возвращению к Отцу как нашей надежде и нашей жизни».