553

6 декабря 2020 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято- Юрьева монастыря.

После чтения Евангелия проповедь произнёс иеродиакон Алексий (Ковальчук).

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Мы находимся в периоде попразднства праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, то есть продолжаем вспоминать событие, которое лежит в основе этого праздника и которое тематически является продолжением праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Оба эти праздника предызображают наше будущее спасение, которое совершается воплотившимся от Пречистой Девы Спасителем мира Господом Иисусом Христом. Почему и мы в этот праздник воспеваем: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...».

Литургически этот праздник предвозвещает праздник Рождества Христова, следующий двунадесятый праздник, который будет совершаться в Церкви, а в духовно-богословском плане празднуемое событие является предвозвещением нашего спасения, того, что тьма проходит и приближается восход Солнца правды, пришествие Спасителя мира. В мире уже родилась Та, Которой будет суждено стать Матерью Спасителя, и в младенческом возрасте Она посвящена Богу. Входит во храм Та, Которая Сама должна стать выше, чем храм, Храмом Невместимого, Та, Которая должна дать человечество для Бога, Который приходит в этот мир ради каждого из нас, чтобы, восприняв от Неё человечество, сделать нас причастниками Своего Божества, через причастие Ему, через веру в Него и следование за Ним.

Пришествие Спасителя означает, что всё творение должно быть спасено и преображено, что весь мир должен вернуться к первозданной гармонии, и в последнем итоге, как мы чаем и ожидаем, это произойдёт. Апостол Пётр говорит, что мы «ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда» (2 Петра 3:13), а апостол Павел говорит, что «будет Бог все во всем» (1 Кор. 15:28). Но самым важным для нас, помимо этого предызображения будущего спасения и воссоздания всего мира, является то, что каждый из нас после пришествия Христа становится Его храмом, храмом Божиим. Мы, принявшие Таинство Крещения, приступающие к Таинству Евхаристии, будучи членами Церкви, являемся все вместе жилищем Божиим, присутствием Бога в этом мире.

Именно таково основное служение Церкви, но, что важнее для каждого из нас в отдельности, каждый христианин - это храм Божий. Как говорит апостол Павел: «Знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа» (1 Кор. 6:19), «Храм Божий свят; а этот храм — вы» (1 Кор. 3:17). Мы можем говорить, что Введение во храм Пресвятой Богородицы - это пророчество о будущем преображении человеческой природы во Христе, о преображении нашего естества, когда человек через Христа может стать храмом Божиим, вместилищем для Бога, сосудом избранным. Это великое призвание для каждого из нас, и мы не должны никогда забывать об этом, что мы призваны быть храмами Духа Святого, и, тем самым, соответственно относиться к себе, к своей природе, к своему телу.


-цитата-

«Ненависть к телесной природе человека не в духе христианства, наоборот библейское, святоотеческое богословие утверждает, что вся человеческая природа и душа и тело сотворены Богом»

Епископ Арсений


Это не вместилище зла, как думали древние еретики манихеи и гностики, а вместилище для Бога. И христианство с самых первых времён своего существования потрясло мир этой благой вестью, что Бог явился в этом мире, став одним из нас, и разве могло такое быть, если бы человеческая природа была чем-то нечистым, скверным и греховным? Да, человек отпал от Бога, но Господь как Врач и приходит в этот мир для того, чтобы спасти его, вернуть ему утраченное здоровье, воссоздать падшего Адама, всё человечество, исцелить нашу человеческую природу через причастие, соединение с божественной природой. Во Христе происходит эта встреча Бога и человека.

Этот путь открывается для каждого из нас для того, чтобы и наша природа была исцелена, преображена и спасена через Христа и во Христе. К этому и увлекает нас христианство. А это значит, что те нравственные обязанности, которые налагает на нас такое отношение, не должны быть нами пренебрегаемы. Мы и к своей телесной природе должны относиться по слову апостола Павла, как к храму Духа Святого: «Кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор. 3:17). А не разрушаем ли мы храм собственного тела грехами, распущенностью, иногда наплевательским отношением к своему здоровью из ложно понимаемого смирения и думаем, что настоящая христианская добродетель - это наплевать на себя и думать только о других? Христианство заключается в бережном отношении ко всему творению, к ближним нашим и к самому себе. Ведь и ближнего Господь заповедает любить, как мы читали в Евангелии на прошлой неделе, как самого себя.

Если каждый человек настолько любим в очах Божиих, что ради каждого из нас приходит Спаситель, то разве можем мы отчаиваться, ставить крест на себе, равнодушно относиться или к своему здоровью или, что страшнее, к своему спасению? Нет! Христианская добродетель заключается в том, чтобы бережно относиться к своему здоровью, бережно относиться к ближним нашим, заботиться о тех людях, которые есть в нашей жизни, которых Господь даровал нам. А также благодарить Бога за эти великие дары, за жизнь, за здоровье, за тепло и любовь близких и друзей, за возможность в этой жизни познать Бога и уже в этой жизни прикоснуться к вечности, чтобы и в вечности быть с Ним. Вот о чём подлинное христианство. Будем всегда помнить об этом и жить по тем принципам и заповедям, которые Господь нам с вами даровал в Святом Евангелии».