470

4 декабря 2020 года, в день праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, епископ Арсений совершил Божественную литургию на Перынском скиту. Накануне вечером владыка возглавил всенощное бдение в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся с проповедью: «Сегодня, 21 ноября по старому стилю, Православная Церковь празднует день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Это событие, повествование о котором не содержится в новозаветных писаниях, сохранилось в памяти Церкви, в Священном Предании. Мы воспеваем: «Днесь благоволения Божия предображение, и человеков спасения проповедание: в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...». Введение во храм Пресвятой Богородицы в трехлетнем возрасте - это праздник, который тематически продолжает событие Рождества Пресвятой Богородицы.

Мир до пришествия Христа находился в ожидании спасения. Особенно в иудейском народе хранилась вера в Единого Бога, и были сильны чаяния спасения, ожидания пришествия Спасителя. Но и у других народов тоска по спасению, духовная жажда к тому времени тоже ощущалась. Если образно сравнить всё ветхозаветное время, время до пришествия Христа с ночью, а Христа с Солнцем правды, как мы называем Его в песнопениях праздника Рождества Христова, то праздники Рождества и Введения во храм Пресвятой Богородицы - это предчувствие наступления того самого радостного дня, это уже не ночь, а заря утренняя, которая возвещает восход солнца.

«В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает...». Также не случайно, что, начиная с этого праздника, который находится в самом начале Рождественского поста, то есть пути к празднику Рождества Христова, мы уже в песнопениях всенощного бдения поём рождественские ирмосы: «Христос рождается, славите...». То есть Введение во храм Пресвятой Богородицы - это предызображение того, что вскоре совершится наше спасение. В мир уже пришла Та, Которой суждено было стать Храмом Божиим, Которая Сама является больше, чем храм, больше, чем Святая Святых Иерусалимского храма, Которая Сама станет вместилищем Бога для того, чтобы открыть нам дверь спасения, для того, чтобы Своими смиренными словами: «Да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38), сказанными в ответ небесному вестнику, сделать возможным наше с вами спасение.

Вспоминая это, мы вновь мысленно устремляемся ко Христу Спасителю, потому что спасение совершает Сам Господь Иисус Христос, истинный Бог, Врач душ и телес наших, пришедший в мир ради нашего спасения, ради каждого из нас. Но сегодня в празднуемом событии мы видим словно последнее и самое яркое пророчество о пришествии Спасителя, что время приблизилось, что спасение уже наступает. И мы с вами в этот день должны преисполниться радости, надежды и упования, что, несмотря на всё, что человек на протяжении всей своей истории совершил плохого - преступления против Бога, ближних и самого себя - Христос приходит в этот мир, а это значит, что пришествие Бога в мир, ради спасения этого мира, имеет смысл в глазах Божиих, имеет смысл спасение каждого из нас. Пусть эта мысль всегда нас укрепляет и воодушевляет в нашей христианской жизни, в делании добра, в молитве и служении ближним и Богу».