18 ноября Церковь будет вспоминать кончину святителя Ионы Отенского, который управлял Новгородской епархией 12 лет и, по отзыву современников, был великим деятелем церковным и гражданским. Его добродетели чтили не только новгородцы, но и именитые князья московские. Святитель являлся постоянным ходатаем и заступником слабеющего Новгорода перед возрастающим могуществом Москвы.
Как сообщается в книге «Святители земли Новгородской», святой Иона родился в Новгороде в конце XIV столетия, в миру назывался Иоанном. Об имени и звании его родителей ничего не говорится ни в жизнеописании, ни в летописях. Известно только, что он еще в детстве остался круглым сиротой, лишившись в раннем детстве матери и отца. Его взяла на воспитание благочестивая вдова, которая, заботясь о его о умственном и нравственном образовании, отдала отрока для обучения грамоте одному дьяку, у которого много было и других мальчиков.
В детстве произошла у Иоанна одна интересная встреча с прп. Михаилом Клопским. Тогда святой сказал будущему архиепископу: «Иванец, учись книгам прилежно: ты будешь архиепископом Новгорода». Потом обнял его с любовью и удалился. Это пророчество преподобного в точности исполнилось через 50 лет, спустя 4 года после блаженной кончины самого угодника Божия.
Когда отрок Иоанн достиг совершенного возраста, он не захотел оставаться в миру. Воспитанный в правилах благочестия, с самого детства не любивший увлекаться удовольствиями мира, он возгорелся любовью к богомыслию и уединенной жизни и задумал посвятить себя на служение в звании смиренного инока.
В окрестностях Новгорода в то время была пустыня Отенская, иначе называвшаяся Отняя или отчая пустыня. Это была очень скудная и малая обитель, в которой настоятелем был тогда архимандрит Харитон, вероятно удалившийся с юга от гонений. В эту-то Отенскую пустынь и направился юный Иоанн. Принятый с любовью архимандритом Харитоном, он постригся в иноческий образ с именем Ионы и проходил в обители разные послушания. Своей кротостью, послушанием и безропотным перенесением всяких трудов и подвигов он снискал себе такую любовь и уважение всей братии, что после кончины архимандрита Харитона единодушно всеми иноками был избран игуменом Отенской обители.
В 1458 г. скончался святитель Евфимий. Оплакав кончину любимого владыки, всенародное множество Великого Новаграда собрались на вече и единодушно избрали на осиротевшую кафедру Святой Софии богобоязненного игумена Отенской пустыни Иону. Как ни тяжело было для Ионы расставаться с любимым своим уединением, но он не мог воспротивиться общему желанию народа и всего клира, видя в этом волю Божию. Возведенный на сени 19 марта 1458 г., он в следующем 1459 г. отправился в Москву и там в феврале принял хиротонию в сан архиепископа Новгородского от соименного ему святого Ионы, митрополита Московского и всея России.
Новопоставленный святитель Иона, по выражению списателя его жития, был щедро украшен добродетелями. Помня свое сиротство, он был всегдашним заступником и помощником всех сирот и сострадательным утешителем беспомощных вдовиц. Но при всем своем милосердии святитель был строг в исполнении своего пастырского долга. С кротостью он вразумлял заблуждающихся, а нерадящих о своем исправлении он подвергал должному взысканию и запрещению. Его добродетели чтили не только новгородцы, но и именитые князья московские. Когда новгородцы навлекали на себя гнев московских князей, то святитель Иона был постоянным ходатаем и заступником слабеющего Новгорода перед возрастающим могуществом Москвы.
При святителе Ионе случилось чудо Божие. В 1467 г. в Новгороде разразилась язва в ужасающем виде: во всех Новгородских пятинах похищено заразой 220 652 человека. Святитель Иона горячо молился за город и ему был явлен голос: «Иди со кресты со всем освященным собором в Неревский конец, в Зверин монастырь, к Покрову Пресвятыя Богородицы, на скудельню. Тамо явися образ святаго праведнаго Симеона Богоприимца. В честь его поставь там единым днем храм, и мор прекратися». После того, как условия были выполнены, мор сразу же прекратился в Новгороде и его окрестностях. Такова была сила молитвы святителя.
По отзыву современников, архиепископ Иона всю свою жизнь светил своими добрыми делами на пользу своей паствы. Как подвижник, отрешившийся от мира и от его суетных благ, он всецело посвящал себя на служение единому Богу; не сокровиществовал и не собирал для себя ничего, а все, что принадлежало ему по его великому сану, расточал щедро на украшение храмов и на благотворение ближним – неимущим. Он построил много храмов в Новгороде, один из которых располагается на самом архиерейском дворе - это надвратная церковь преподобному Сергию Радонежскому.
Как постоянный молитвенник за свою паству, он еще при жизни своей удостоился свыше божественных откровений. Наконец, как представитель Новгорода с его областью, по своему святительскому сану, он явил себя великим деятелем гражданским и оказал незабвенные услуги своей пастве, защищая ее пред земными царями и ходатайствуя ей мир и благословение Царя Небесного. Несмотря на то что святитель Иона с самого детства был слабого телосложения, несмотря на чрезвычайные иноческие подвиги и многотрудную деятельность, сопряженную с постоянными заботами и беспокойствами о делах церковных и гражданских, благодать Божия видимо совершалась в немощах его.
Он дожил до глубокой старости и правил паствой 12 лет и 6 месяцев. Предвидя близкий исход от мира сего, он собственноручно написал духовное завещание, в котором любимую свою пустынь поручал покровительству преемников своих, а бренные останки свои – пустыни. Затем, простившись со своею паствой и причастившись Божественных Таин, святитель Иона скончался блаженной кончиной праведника в 5 день ноября по ст. ст. (18 ноября по н. ст.) 1470 г. Похоронен он был в церкви Предтечи в Отенской обители.
Протекло почти сто лет после погребения святителя Ионы, и Господу угодно было чудесно прославить своего угодника нетлением его мощей. Это случилось в самые тяжкие времена для Новгорода, при державе царя Ивана Васильевича Грозного, при митрополите Московском Кирилле (1568–1572 гг.) и при архиепископе Новгородском Леониде. В Отенской обители случился пожар. Когда благочестивые мужи вынесли гроб святителя в центр обители, чтобы спасти его, то не смогли больше сдвинуть его с места, он стоял посреди огня неопалимый. Когда позже мощи были открыты, от них раздалось благоухание.
Много святитель Иона благодетельствовал при жизни, а еще более после своей блаженной кончины. Слепые, бесноватые и одержимые различными неизлечимыми болезнями получали исцеление тот же час, как скоро припадали к раке мощей святителя или призывали его в молитвах своих. Таким образом, после блаженной кончины святитель Иона явился чудотворцем изящным, предивным и милостивым.