27 сентября 2020 года, в праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером владыка возглавил праздничное всенощное бдение с чином Воздвижения Креста в Софийском соборе.
На Литургии после чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).
По окончании богослужения епископ Арсений обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодняшний день в Православной Церкви называется всемирным Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста Господня. И мы в одном из песнопений праздника воспеваем: «Крест воздвизается днесь, и мир освящается: Иже бо со Отцем седяй и Духом Святым на сем руце распростре, мир весь привлече к Твоему, Христе, познанию». В основании праздника лежит событие, произошедшее в IV веке, вскоре после обретения императрицей Еленой Честнаго и Животворящего Креста Господня был установлен этот праздник. В Православной Церкви ежегодно, в память об этом стал совершаться 14 сентября по старому стилю чин Воздвижения, как некогда иерусалимский епископ Макарий воздвиг обретённый Крест при большом скоплении молящихся и паломников.
Это единственный из двунадесятых праздников, который имеет своим основанием не только события Священной, но и церковной истории. Но в то же самое время, вспоминая событие обретения Креста Господня, его самое первое Воздвижение, мы должны понимать, что, чествуя Крест, мы чествуем Распятие и Воскресение Господа. Это такой крестовоскресный праздник, аналог Пасхи, который празднуется в начале осени для того, чтобы снова наполнить нас этой радостью, вдохновением о Господе, Который отдает ради нашего спасения Самого Себя, чтобы воскресить с Собою падшего человека. И именно Распятие и Воскресение Господа - это основные события, воспоминаемого праздника, хотя он и называется Воздвижение Креста Господня. Мы поем: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
Сегодняшние апостольское чтение замечательно говорит о том, что такое Божия любовь, что такое Божия премудрость. Мир не смог познать эту Божию премудрость и любовь, как говорит апостол Павел, потому что иудеи требуют чудес или знамений, а эллины, то есть язычники, ищут премудрость, а мы проповедуем Христа распятого, Божию силу и Божию премудрость. Это значит, что иудеи, в своё время, ожидали Спасителя, но как царя, который победоносно войдёт в Иерусалим и начнёт освобождение, войну, которая вернёт Израилю независимость, как во дни воинов Маккавеев, и восстановит золотое время царства, а потомок Давида воссядет на престоле царя иудейского. Таковы были ожидания всех тех, кто видел во Христе, обещанного Богом царя иудейского и сына Давида.
________________________________________________________________________________
-цитата-
«Если мы не способны любить и прощать, но способны пройти мимо человеческой беды и отчаяния, перешагнуть через страждущего человека, то мы не можем называться христианами».
Епископ Арсений
________________________________________________________________________________
Для язычников, точнее эллинов, как их упоминает апостол Павел (эллины - это собирательный образ, но в первую очередь это те, кто были воспитаны на греческой философии), для них казалась абсурдной сама мысль о том, чтобы почитать распятого на кресте преступника. Эллины задавались какими-то вопросами метафизическими, о происхождении мира и смысле всего, они постигали премудрость в красоте, в разумности устройства этого мира, они возвышались, в лице самых лучших своих представителей, до познания Единого Бога, но проповедь о Христе Распятом и Воскресшем первоначально была ими воспринята не то, что с непониманием, но даже враждебно. Тем не менее, апостол Павел говорит, что мы проповедуем Христа, Божию силу и Божию премудрость, что Он для нас, спасаемых, - сила Божия. Крест и Воскресение Господа - это та Божия сила и Божия премудрость, которая собирает всех верных чад Божиих в Церковь, предназначая их, то есть нас с вами, для жизни вечной.
Это та премудрость, это та любовь, которая не была узнана этим миром, но узнана и почувствована нами в наших сердцах, в наших душах, когда мы откликнулись на зов Божий и пришли к вере, став православными христианами. Но вот этот образ, который использует апостол Павел, иудеи и эллины, которые не приняли благовестие о Христе Распятом и Воскресшем, может быть иногда обращен и к нам с вами, может быть и мы часто рассуждаем по-эллински или по-иудейски, когда требуем от Бога знамений, требуем от Него каких-то материальных благ. Это такой иудейский, земной взгляд на Царство Мессии, и мы ожидаем этого царства, ожидаем благополучия, но Бог не соответствует нашим ожиданиям и тогда способны ли мы, тем не менее, сохранить себе верность Ему?
Также, как и эллины, которые стремились рационально всё объяснить и постигнуть глубины мироздания, так и современные люди, и мы с вами, требуем рациональных доказательств, забывая о том, что доказательств требуют теоремы, законы физики, законы естественно-научные. Бог же не является частью физики или геометрии, Он превосходит любое наше представление об этом мире, и если бы мы сумели доказать, что такое Божия любовь и Божия премудрость, постигнуть это своим разумом, то это бы и означало, что мы придумали, мы создали в своём воображении такого Бога, Которого можем объяснить. Так и возникали ереси в жизни Церкви - арианство или монофизитство, иконоборчество, когда благовестие, апостольское предание, сущее в Церкви, делалось некоторыми, как они думали, более понятным, более логичным и предоставлялось такое объяснение. Но Бог никогда не укладывается в самые логичные наши представления о Нём, Он превосходит даже все наши самые возвышенные представление о Нём, когда мы ожидаем чего-то одного и просим у Бога то, что мы хотим, Он как любящий Отец даёт нам, может быть другое, но неизмеримо больше, то, что нам нужно не для этой земной жизни, но для того, чтобы мы возрастали в познании Бога для вечности.
И вот это благовестие о Христе, о Божией силе и Божией премудрости, которая явила себя не в блеске человеческой премудрости, не в блеске царской славы, а в величии жертвы ради жизни мира, в этом основание и утверждение нашей с вами веры, нашей с вами надежды и духовной жизни, когда мы подражаем Богу, так возлюбившему нас. «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34), - вот вечная заповедь Христа всем Своим верным ученикам, по которой мы должны измерять свое нравственное состояние. Это будет самый очевидный ответ на вопрос, близки ли мы Богу или же далеки от него. Если мы не способны любить и прощать, но способны пройти мимо человеческой беды и отчаяния, перешагнуть через страждущего человека, то мы не можем называться христианами, мы ещё не познали, Кто Такой наш Господь, Который есть любовь, Который отдает Самого Себя на Кресте, ради жизни мира и ради нашего с вами воскресения».
Затем владыка совершил чин Воздвижения Креста.