375

23 августа 2020 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

После Евангелия проповедь произнёс иеромонах Серафим (Игнатьев).

По окончании Литургии владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «В эти дни мы продолжаем пребывать в свете праздника Преображения Господня, и сегодня вместе с памятью Воскресения Христова мы ещё раз молитвенно переживаем событие, которое было когда-то на фаворской горе, согласно Евангелию, незадолго до страданий Спасителя. Об этом повествуют евангелисты Марк, Матфей и Лука. Господь взял трёх ближайших учеников и возвёл их на гору одних, помолился и преобразился перед ними, так что просиял Он паче солнца. Обычно мы обращаем внимание на этот неземной свет, на божественную славу, свидетелями которой стали ученики Христа, и один из которых даже, растерявшись и не найдя что сказать, смог произнести только: «Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи» (Мф. 17:4).

Некоторые обращают внимание на древних пророков Моисея и Илию, которые тоже были свидетелями и участниками этого события, обращают также внимание на апостолов, задаются вопросом, почему Господь явил именно в этот момент Свою божественную славу именно этим трём ученикам, будущим столпам ранней Церкви. Ответ заключается в том свидетельстве, которое мы находим у евангелиста Луки: пророки Моисей и Илия беседовали со Христом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31), то есть о том, чем должна была завершиться земная жизнь Господа Иисуса Христа. Эта беседа, скорее всего, была нужна именно для учеников. Ученики ведь ждали царя, Мессию, освободителя, они верили, что их возлюбленный Учитель и Господь и есть этот обещанный Мессия, но они понимали Царство Божие в слишком земных категориях.

Господь даёт им узреть Свою божественную славу, а после, спускаясь с горы говорит, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк. 9:22). Но эти слова никак не укладывались в их сознании, как-будто их и не было, а было только видение божественной славы. Спустя некоторое время ученики и народ устраивают торжественный вход Христа в Иерусалим, то есть Он направляет Свои стопы для того, чтобы положить Свою жизнь ради жизни мира, стать Агнцем Божиим, Он знает, что Его ждёт, а Его встречают, как царя. И это вольно или невольно ускоряет развязку, потому что Палестина была римской провинцией, и любое такое заявление означало бунт против империи, и наказание следовало сразу очень жесткое и бескомпромиссное.

Народ верил, что начнётся освободительная борьба, что римляне будут посрамлены, а Израиль будет возвеличен на земле. Но Христос пришёл установить не земное царство, Его Царство - это Царство божественной любви. Ученики в течении трёх с половиной лет были свидетелями Его чудес, проповедей и милосердных деяний роду человеческому, они видели Его божественную славу, и вместо того, чтобы усвоить, что их Учитель всемогущий чудотворец, они должны были бы понять: то, что свершится в Иерусалиме через небольшое время - это не трагическая случайность, а промысл Божий ради спасения мира, и Голгофа – это не конец. Что явившийся им на горе Преображения Спаситель как Господь и Владыка жизни и смерти расторгнет узы ада, умертвит саму смерть для того, чтобы открыть начало новому творению, новой эпохе, Новому Завету, когда мы, впитав проповедь апостольскую, будучи причастниками Христу через Церковь, сможем пройти тем же самым путем, который Господь нам открывает и к которому призывает.

Преображение, Воскресение и Вознесение человеческой природы во Христе имеет прямое отношение к человечеству в целом. Это открывает нам возможность спасения, преображения, нашего вознесения во славе. Не будем никогда забывать, прославляя Господа в праздник Преображения, о том, какой дорогой ценой, как говорит апостол Пётр, мы искуплены: «Драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца, предназначенного еще прежде создания мира» (1 Пет. 1:19-20). Воскресение Христово является победой подлинного Царства Божия, которое есть Царство божественной любви, и в это Царство Господь призывает каждого из нас. Постараемся не требовать ничего для себя, но послужить Ему в этом мире, служа нашим ближним, исполняя Его дело, слово, заповеди. Тем самым мы будем не просто учениками, а орудиями божественной любви в этом мире. В этом смысл существования Церкви и каждого из нас как православных христиан».