382

21 августа Церковь будет чтить память уроженца Новгорода - преподобного Зосимы, который спустя год по смерти преподобного Савватия стал продолжателем его подвигов на пустынном Соловецком острове. Если преподобный Савватий был первым иноком, пожившим на острове в подвигах поста и молитвы, то преподобного Зосиму должно признать основателем и благоустроителем Соловецкой обители.

Как сообщает книга «Новгородская святость», преподобный Зосима происходил из Новгородской области, села Толвуя, близ озера Онеги. Родители его, Гавриил и Варвара, воспитали своего сына в благочестии и добрых нравах. С молодых лет Зосима был смирен, тих и кроток и, научившись грамоте, особенно любил чтение божественных книг. По достижении совершеннолетия он не хотел вступить в брак и, покоряясь тайному влечению, ушел из родительского дома, надел черное платье и поселился в одном пустынном месте. Здесь преподобный Зосима, вдали от людей, как отшельник, предался молитве, посту и богомыслию. Скоро Промысл Божий указал ему путь жизни. Познакомившись с иноком Германом, жившим с преподобным Савватием на Соловецком острове, преподобный Зосима слышал от него, что этот остров, со своими лесами и озерами, пригоден для монашеской и пустынной жизни. В юном отшельнике появилось желание быть преемником подвигов преподобного Савватия, и он просил Германа проводить его на Соловки. В это время родители преподобного Зосимы умерли. Похоронив их и раздав имение их бедным, Зосима с Германом отправились к Соловецкому острову.

Моление Зосимы и Германа

Они остановились переночевать на одном из берегов Соловецкого острова и молились, чтобы Господь благословил их на иноческий подвиг на Соловках. Господь ниспослал преподобному Зосиме чудное видение – он увидел на востоке в воздухе великую церковь. Герман, когда услышал о видении, сказал Зосиме: «Не ужасайся и будь внимателен; мне кажется, что чрез тебя Господь соберет множество монахов». Рассказ Германа о событиях при Савватии утешил преподобного Зосиму, и они решились строить монастырь. Впрочем, пустынники должны были перенести много испытаний, прежде чем увидели свою обитель, населенную иноками. Один раз Герман отправился на приморский берег по делам, но не смог вернуться оп причине плохой погоды и зазимовал на берегу, а Зосима остался один на острове. Много он принял искушений и от ненавистника всякого добра, духа злого, который старался устрашить его различными приведениями. К духовной брани присоединились заботы о пропитании в месте, столь отдаленном от человеческих жилищ. Зосима все чаще думал о голодной смерти, но не поддавался унынию. И скоро Господь помог Своему подвижнику. К Зосиме пришли два незнакомца и вручили ему запас хлеба, муки и масла, говоря: «Возьми, отец, и употребляй, а мы, если Господь повелит, придем к тебе».

Чудесное видение преподобного Зосимы

По окончании зимы Герман приплыл с рыбаком Марком, пожелавшим разделить с преподобными уединение. Примеру его последовали многие прибрежные жители, которые, приплывая на остров, строили себе кельи подле келий преподобных Зосимы и Германа и снискивали пропитание трудами рук своих. Преподобный Зосима, видя умножение учеников, построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня на том месте, где было ему пророчественное видение храма в воздухе; к церкви приделал небольшую трапезу и открыл общежитие. Таким образом основалась Соловецкая обитель, доныне сохраняемая милостью Божией, несмотря на все пережитые ею испытания. Устроив монастырь, Зосима послал инока в Новгород, чтобы архиепископ Иона назначил игумена монастыря. Архиепископ Иона дважды присылал на Соловки иеромонахов для игуменства, однако те не смогли вынести тягот пустынной жизни. Тогда архиепископ Иоанн, по просьбе братии Соловецкого монастыря, рукоположил в священство и игуменство преподобного Зосиму, хотя бы и не без сопротивления со стороны смиренного старца.

Ангелы приносят Зосиме хлеб, муку и масло

Вскоре Зосима перенес мощи преподобного Савватия, первоначальника Соловецкого, скончавшегося на реке Выге и погребенного при тамошней часовне, в Соловецкую обитель. Много притеснений пережил монастырь со стороны завистников, но все трудности молитвами и трудами преподобного Зосимы были преодолены. Преподобный скончался 17 апреля (по старому стилю) 1478 года. Московский собор, бывший при митрополите Макарии в 1547 году, положил, наряду с другими отечественными святыми, совершать память преподобного Зосимы в день его кончины 17 апреля. 8 августа (по старому стилю) 1566 года святые мощи его вместе с мощами преподобного Савватия были перенесены в придел, устроенный в честь сих чудотворцев. Сейчас мощи преподобного Зосимы находятся в богато украшенной раке в Зосимо-Савватиевской церкви. Многие верующие, притекая сюда с молитвой, получают, по молитвам преподобных, облегчение скорби и исцеление болезней.

Зосима и Савватий Соловецкие