501

16 августа 2020 года, в день памяти преподобного Антония Римлянина, епископ Арсений совершил Божественную литургию в соборе Рождества Пресвятой Богородицы в Антоново. После Причастия был совершён крестный ход, заупокойная лития и славление с молитвой перед иконой преподобного Антония.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словами проповеди: «Преподобный Антоний, родившийся на Западе, воссиял здесь, в Новгороде, став одним из самых почитаемых не только новгородских, но и общерусских святых. «Ветхий Рим отечество твое оставив… Великаго Новаграда достигл еси», - поется в тропаре преподобному. Промыслом Божиим в начале XII века этот святой явился в Новгород. Во время святительства епископа Никиты Новгородского и по его благословению Антоний основал здесь обитель в честь Рождества Пресвятой Богородицы, потому что его чудесное явление в этом месте было накануне праздника Рождества Богородицы. Каменный храм, в котором мы сегодня совершили Литургию, был основан и освящён ещё при жизни преподобного. По своему глубокому смирению он даже не стал сначала игуменом основанной им обители, а только в конце своей жизни принял это послушание для того, чтобы управлять братией, которая собралась к нему как к духовному отцу.

Местное почитание преподобного началось довольно рано, но общерусское почитание было установлено уже в XVI веке. Тогда же были открыты нетленные мощи и устроена рака для них. Изображение на раке, которое можно найти в различных источниках, скорее всего, имело портретные черты самого преподобного. В бурное революционное время, когда была развязана кампания против святых мощей, эта тяжелая участь постигла и останки преподобного Антония Римлянина. Сейчас в гробнице, где они пребывали веками, останков нет, они были переданы в антирелигиозный музей, находившийся в Софийском соборе, и мы надеемся, что Господь, в своё время, явит нам эти чудотворные мощи, как уже были явлены мощи других софийских святых, которые пребывали там. Сегодня, прославляя его память, постараемся извлечь один важный урок из его жития, который касается не только монашествующих, но и каждого христианина. Речь идет о призвании.

Неизреченным образом Господь призвал преподобного Антония от Западной земли и явил как Своего светильника в Новгороде. Мы даже не можем себе представить то, о чём говорит житие: чудесное плавание на камне, за 3 дня достиг Новгорода, сначала он даже не знал русского языка, но впоследствии по молитвам освоил этот язык и потом трудился на благо основанной им обители, подавая пример добрым христианским житием, мудрым словом и горячей молитвой. В жизни святых много таких образцов призвания, когда Господь, например, призвал Авраама, для того чтобы он оставил дом отца своего и пошёл в землю, которую Господь обещал дать ему и его потомству. Мы знаем о призвании апостолов, которые пошли за Христом, оставив всё. В книге Откровения, Апокалипсисе, говорится о спасённых, о святых, которые следуют за Агнцем, то есть за Христом, куда бы Он ни пошёл. Это важная черта, которая так или иначе проявлялась в жизни всех святых, иногда так ярко, как в житии Антония, а иногда и косвенно, в том смысле, что святость - это всегда следование за Христом, это всегда ответ человеческой души на призыв Божий. Можно сказать, что мы все когда-то услышали этот призыв Божий, став христианами, сознательно приняв Крещение или сознательно придя в Церковь после долгого времени воспитания вне веры, вне Православия.


-цитата-

«Каждый человек, который сознательно ходит в храм и представляет, зачем ему это нужно, может сказать, что он когда-то услышал таинственный зов Божий, который его призывал к чему-то выше, чем всё, что окружает нас в этом мире»

Епископ Арсений


Святые - это те люди, которые продолжали идти на зов Господа, которые не оставляли этого пути. Пути святости многообразны, но это не значит, что они закрыты для нас, наоборот, с момента Крещения эти пути открыты каждому, и мы призваны быть теми же, о ком говорит книга Откровения – людьми, следующими за Агнцем, куда бы Он ни пошёл. Иначе говоря, святость заключается во всецелом послушании и доверии слову Божию. Мы знаем, чему учит нас Господь, а если забываем, то нужно открывать и снова читать Евангелие и назидаться этим Словом - Заповеди блаженств, Его притчи о Царствии Божием, наконец, Его заповедь о любви. Вот чему Господь нас учит и к чему призывает. Святость - это послушание Самому Христу, когда мы делаем Его слова непреложным законом нашей с вами жизни, будь мы в монастыре или в семье, высокими церковными иерархами или простыми мирянами. Каждый из нас может расслышать глас Божий и открыть своё сердце для Бога, а это означает также открыть его и для других людей, потому что главные заповеди предписывают нам любить Бога и ближних, как самих себя.

Открытость нашего сердца перед ближними, неравнодушие к их беде, молитвы за них и за весь мир, следование за Христом - вот, что делает нас подобными святым, что делало их подобными Самому Христу. «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16), - призывает нас апостол Павел. Память каждого святого - это напоминание нам об этом нашем изначальном призвании, часто забываемом, но всегда остающимся открытым для нас - быть верными Богу в этом мире, быть верными Его слову, доверять Его слову и быть Его достойными учениками, потому что Он сказал: «Вы - соль земли… вы - свет мира» (Мф. 5:13-14). Если бы мы были всегда солью земли или хотя бы помнили эти слова, то насколько меньше в нашей жизни было бы страданий, конфликтов, вражды и ненависти. Постараемся хотя бы начать с нашего сердца - это то малое и одновременно многое, что может сделать христианин. Очистив своё сердце, преобразив свою жизнь, мы преобразим жизнь окружающих нас людей евангельским светом, сиянием святости. В этом наше призвание. И будем всегда помнить эти вечные слова Христовы: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48)».