460

26 июля 2020 года, в день памяти святых отцов шести Вселенских Соборов, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Юрьевом монастыре.

По окончании Литургии владыка обратился с проповедью к молящимся: 

Сегодняшнее воскресенье, предшествующее 16 июля по старому стилю, или 29 июля по новому, в церковном уставе посвящается памяти отцов шести Вселенских Соборов. Можно задаться вопросом: почему шесть, если мы знаем семь Вселенских Соборов. Вероятнее всего, установление памяти святых отцов шести Вселенских Соборов совпало с временем проведения седьмого Вселенского Собора. По установившейся к тому времени традиции, каждый последующий Вселенский Собор утверждал вселенский статус предыдущего и всех предшествующих Соборов.

Господь Иисус Христос перед Вознесением заповедал Своим ученикам не отлучаться из града Иерусалима, пока они не будут облечены силою свыше (см. Деян. 1:4). А в прощальной беседе, как это передает евангелист Иоанн, Христос обещал Своим ученикам дать другого Утешителя - Духа Истины, который наставит их на всякую истину и научит всему тому, чему Спаситель учил их (см. Ин. 14:16,26). И вот, вторая глава книги Деяний рассказывает о сошествии Святого Духа на апостолов, то есть об исполнении этого обетования в день Пятидесятницы. И это событие считается началом исторического бытия Церкви. Спустя какое-то время, согласно той же книге Деяний апостольских, состоялся первый в истории Церкви Собор, прошедший в середине I века, еще во время жизни всех апостолов. Он был посвящен решению первого богословского спора, возникшему в ранней Церкви - насколько необходим для христиан Закон Моисеев - все эти иудейские предписания, связанные с обрезанием, хранением субботы, разделением пищи на чистую и нечистую, и так далее. Многие христиане из иудеев продолжали его соблюдать. Но благодаря апостолу Павлу, его проповеди и миссионерской деятельности, уже на момент проведения этого Собора выросла целая сеть общин в Малой Азии и на Кипре, где христиане, которые в прошлом были язычниками, а не иудеями, составляли большинство. Для них Закон Моисея был не обязателен. В то же самое время они получили те же самые дары Духа Святого, что и первые христиане в Иерусалиме. И это было непреложным свидетельством того, что во Христе уже теряет смысл обязательность выполнения этих временных обрядовых ограничений, связанных с духовной историей одного народа, который был прообразом Церкви. Богоизбранный народ – Израиль – это прообраз Нового Израиля, народа Божьего, который не ограничен ни национальностями, ни социальными условностями, ни пространством, ни временем. Призваны в этот народ все те, кто уверовал в Христа, кто уверовал, что через Его смерть и Воскресение нам даруется жизнь вечная. Для них этот Закон Моисеев утрачивает свое значение.

И вот Апостольский Собор в Иерусалиме принимает свое постановление, начиная его такими словами: «угодно Духу Святому и нам» (Деян. 15:28), и далее формулируется постановление, в котором говорится о необязательности для христиан из язычников выполнения иудейских обрядов. Эта формула «угодно Духу Святому и нам» является живым осознанием того, что со дня Пятидесятницы, во исполнение обетований самого Спасителя, Дух Святой продолжает находиться в Церкви и руководить ее жизнью, наставляя на всякую истину. Когда наступила эпоха сначала поместных, II-III век, а потом и Вселенских Соборов, начиная с IV века, отцы, собираясь для решения важных вопросов, предваряли свое решение этой самой апостольской формулой, осознавая свое преемство с апостольской Церковью, свою ответственность за веру, которая была передана апостолами последующим христианским поколениям.

В истории Церкви было 7 Вселенских Соборов и на каждом из них святые отцы собирались не для того, чтобы просто пообщаться друг с другом, не для того, чтобы принять какие-то отвлеченные формулировки. Каждый раз это был ответ на серьезный богословский вызов своей эпохи. Если бы не было угрозы искажения, извращения или потери смысла самой христианской веры, которая хранилась в Церкви, то и не было бы нужды в этих Соборах. Но в ответ на эти вызовы, будь то арианство, будь то несторианство, монофизитство или иконоборчество, как в истории последнего Вселенского Вобора, святые отцы, как апостольские приемники, выступали хранителями и защитниками веры, сокровищницей которой является сама Церковь. А наставляет на веру сам Господь – Святой Дух, который, как и во времена апостольские, во времена святых отцов, эпохи Вселенских Соборов, так и сегодня, а проще сказать - всегда со своей Церковью. «Иисус Христос вчера сегодня и вовеки Тот же» (Евр. 13:8), сказано в апостольском послании. То есть Он всегда с Церковью, как ее  Основатель и Глава. И поэтому святые отцы, участники соборов, действовали в духе и силе святых апостолов, для того чтобы сохранить самое дорогое, что есть в христианстве – самого Христа. Можно сказать, что Церковь и Бог не нуждаются в защите. Но Бог избирает как для проявления Своей любви, так и для ограждения истины людей. Как мы в этой жизни призваны быть живым присутствием Божиим, орудием Его любви, так и для ограждения спасительной веры собирались на Вселенские Соборы святые отцы.

На протяжении всей истории в Церкви постоянно пребывает учение апостольское, которое преподается свободно и ясно всем христианам. В нем нет ничего тайного, недоступного. Истина одна. Но мы, как верующие люди, понимаем, что Господь ведет Свою Церковь путями истории. И в разные времена были разные опасности для христианства. Это была угроза и физического уничтожения Церкви в первые века, или как в Советской России в ХХ веке. Но не меньшей была опасность искажения и даже уничтожения веры, как это было в эпоху и Вселенских Соборов, и в последующие времена агрессивного натиска на веру так называемого материалистического мировоззрения. И когда казалось, что торжествует будь то арианство, иконоборчество или марксистское мировоззрение и от веры уже почти ничего не осталось, Господь каждый воскрешал Свою Церковь, и она восставала с новой силой, потому что она основана на неложном обещании Господа: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф 28:20).

Память святых отцов шести Вселенских соборов – это еще один повод задуматься над сущностью нашей веры: почему Церковь на протяжении двух тысячелетий так трепетно и ревностно оберегала самую сокровенную суть нашей веры, не позволяя ее исказить, упразднить, перетолковать? Почему она каждый раз считала важным свидетельствовать об Истине? Ответ, думаю, нам явлен в сегодняшнем Евангелии. Господь накануне Своих страданий обращается к Отцу с такими словами: «Ты дал Ему (т.е. Сыну) власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную. Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:1-3). Аминь.