510

Вечером 11 июля 2020 года в канун престольного праздника епископ Арсений возглавил всенощное бдение в церкви святых апостолов Петра и Павла деревни Холынья Новгородского района.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся со словом. Он отметил, что святые апостолы Петр и Павел относятся к числу наиболее почитаемых святых и достаточно сказать, что этому празднику предшествует подготовительный многодневный пост. Такие многодневные посты предшествуют самым почитаемым Господским праздникам и самому важному Богородичному. Почитание святых апостолов Петра и Павла началось в глубокой древности. Римские христиане уже в I веке стали первыми, кто почитал гробницу святых апостолов, которые мученически пострадали в Риме в гонении при императоре Нероне. А до этого апостолы на протяжении десятилетий трудились, проповедуя весть Воскресении Христовом. Слово «апостол» означает «посланный», так были названы первые ученики Христа, которых было сначала двенадцать, а потом появились и другие семьдесят. Это символические числа, двенадцать апостолов это как бы новые патриархи, в древности у народа Божия Израиля было двенадцать основателей, двенадцать братьев, сыновей патриарха Иакова, и здесь мы видим двенадцать, как родоначальников нового Израиля -  Церкви. А семьдесят это символическое число, которое обозначало совокупность всех народов земли, то есть уже этим Господь показывал, что Евангелие будет обращено ко всем народам. И из этих апостолов особо почитается имя апостола Петра и особняком стоящего апостола Павла. Это были разные люди, жизнь которых и происхождение были разными, и их только объединяла проповедь о Христе и общая мученическая кончина в Риме. Апостол Петр - простой рыбак был среди первых призванных Самим Христом к апостольству. На протяжении трех с половиной лет он ходил за Господом по пыльным дорогам Палестины, был свидетелем Его Воскресения и стал проповедником этого Воскресения. Когда апостолы уже начали свою проповедь, как рассказывает нам книга Деяний святых апостолов, то будущий апостол Павел был ещё неверующим во Христа иудеем и даже гонителем христианства, но он пережил собственный опыт обращения, когда, путешествуя в Дамаск, для того чтобы преследовать христиан и там, его осветил свет с неба, и он услышал голос Воскресшего Христа: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4). Вот это необычайное явление перевернуло всю его жизнь, и он всю прежнюю пылкость, все свои таланты и образование поставил теперь на службу проповеди Евангелия, став избранным сосудом Божиим, который возвещал волю Его всем народам. То есть апостол Пётр был проповедником в основном для иудеев, по крайней мере в первую половину своего служения, а апостол Павел сразу же после обращения направил стопы к язычникам. И во многом благодаря апостолу Павлу, началась именно всемирная проповедь христианства, когда в Церковь стали вступать представители всех народов, а не одни только иудеи. И апостол Павел больше всех ратовал за то, что обращённых из язычников христиан не следует обременять иудейскими обрядами, а была такая точка зрения, что они должны стать сначала иудеями, а потом христианами. Апостол Павел в прошлом фарисей, и тем более удивительно то, что он с ревностью доказывал, что Закон Моисеев, бывший высшей ценностью для иудеев, не спасает, что он не обязателен для христианина, ведь спасает Христос, вера во Христа. Не делами Закона оправдывается человек, но только верою во Христа - эта мысль прослеживается во многих посланиях апостола. И эта проповедь свободы во Христе стала самым важным для апостола Павла в течении всей его жизни. Он оставил обширное наследие, по сравнению с другими апостолами, мы имеем два послания апостола Петра и Евангелие от Марка, которое, согласно свидетельству церковной древности, было написано учеником апостола Петра, тогда как только посланий, связанных с именем апостола Павла, в Новом Завете - 14, это уже больше половины всех новозаветных книг, и плюс Евангелие от Луки и Деяния святых апостолов, написанные его учеником. Вспоминая сегодня апостолов Петра и Павла, почитая их, постараемся вынести для себя главный урок, чтобы мы были не простыми почитателями на словах, но почитателями на деле. Потому что через свои послания эти два первоверховных апостола обращаются к нам, и мы слышим их голос, как слышали его христиане первого поколения. Благодаря новозаветным писаниям, мы можем почувствовать их живое присутствие в Церкви и сейчас. Как и тогда во время своей земной жизни, так и сейчас они являются наставниками, духовными отцами христиан всех поколений, всех времен, и через слово Божие они обращаются и к нам. И нужно стараться каждый день читать главу или хотя бы несколько строк из Нового Завета, из Евангелий и посланий апостольских. И особенно в день памяти святых апостолов Петра и Павла постараемся прочитать хотя бы одно послание Петра или Павла, так мы почтим этот праздник и вынесем для себя уроки очень важные и нужные для нашей жизни. Вот несколько строк из посланий апостолов: «Возлюбленные, препоясав чресла ума вашего, бодрствуя, совершенно уповайте на подаваемую вам благодать в явлении Иисуса Христа. Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями, бывшими в неведении вашем, но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят». И если вы называете Отцом Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводи́те время странствования вашего, зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас» (1 Пет. 1:13-20).

«Если Бог за нас, кто против нас? Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего? Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас. Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание. Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас. Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:31-39). Будем вчитываться в эти строки и другие главы из посланий апостольских. Будем стремиться жить так, как они заповедали нам, потому что наша Церковь и наша вера называется Апостольской, а это значит, что мы должны хранить и воплощать в своей жизни слова святых апостолов - свидетелей Воскресения Господа и быть сегодня такими же свидетелями для этого мира. Аминь.