355

28 июня Православной Церковью отмечается день смерти Симеона, архиепископа Новгородского, мощи которого покоятся под спудом на Мартириевой паперти Софийского собора. Несмотря на то, что правил архиерей новгородской паствой недолго, он сумел завоевать народную любовь благодаря своей горячей вере.

Как сообщает книга «Новгородская святость», святой архиепископ Симеон вступил на кафедру Софийскую после добровольного удаления на покой владыки Иоанна в 1415 г., когда уже немного времени оставалось Новгороду пользоваться своею самобытностью. Владыка Симеон умел заслужить любовь народную во дни кроткого своего святительства. Он был свидетелем многих бедствий: при самом начале его правления страшный мор опустошил Новгород, Псков и все окрестности.

Признаки и следствия болезни оказались те же: железа, кровохаркание, озноб, жар - и затем неминуемая смерть. По словам немецкого историка Краица, «Люди, ходя падали, и в одну минуту испускали дух; здоровые шли погребать умерших и, внезапно лишаясь жизни, в той же могиле сами были погребаемы». «В это время, - говорит летописец, - каждый день умирало так много, что живые не успевали похоронить всех умерших в течение дня до захождения солнечного. Во многих домах осталось по одному человеку, в иных по два, а многие дворы совершенно опустели».

Неумолимая смерть, в городах и селах наполняя скудельницы трупами, искала добычи и в святых обителях душевного мира. Суеверные псковитяне, желая смягчить небо, сожгли тогда 12 мнимых ведьм и, зная по преданию, что древнейшая церковь христианская, в их городе созданная, была посвящена святому Власию, возобновили оную на старом месте, в надежде, что Господь скорее услышит там их моление о конце сего бедствия.

Это страшное бедствие вызвало и забывчивых на раскаяние. Кто только мог, спешил постригаться в ангельский образ; двух посадников постриг владыка Симеон и обходил Новгород с крестами и с семью соборами духовенства, останавливаясь во многих церквах и обителях для коленопреклоненной молитвы о прекращении гнева Божия. Новгородцы, кто на лошадях, кто на себе, навозили бревен из леса в таком множестве, что в один день построили храм святой Анастасии и святого пророка Илии. Первый храм владыка сам освятил и совершил в нем литургию (29 октября 1416 г.). Кающаяся любовь не обманулась в надежде: мор ослабел.

В 1420 г. при архиепископе Симеоне новгородцы начали торговать серебряными деньгами, «артуги попродаваша немцам, а торговали ими 9 лет». В этом же году псковская паства блаженного Симеона видела в Чирске знамение на иконе Богоматери: на Чирской иконе Ее текли из очей слезы; это явление повторилось и тогда, как икона принесена была с крестным ходом в Псков и поставлена в соборном храме. В страхе за будущность и в раскаянии за прошлое народ восклицал: «Владычице! Защити нас».

15 июня святитель мирно почил и положен был в Мартириевской паперти, а по сказанию 2 летописи, он будто бы «погребен в Деревяници монастыре». Владыка Симеон правил паствой 5 лет и три месяца без пяти дней, а всего со дня избрания 6 лет без двух месяцев. Через 40 лет после кончины святителя совершилось замечательное чудо над гробом его. В 3-й летописи говорится, что в 1462 г., незадолго до покорения Новгорода Иоанном III, «на двух гробех кровь явися у архиепископов Новгородских Симеона и Мартирия, у Софии, в Мартириевской паперти».