1005

Рождественское послание Митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии

 

 

    Днесь восприемлет Вифлеем

 Седящего присно со Отцем

       (Утреня, стихиры по Евангелии)

  

                                   Возлюбленные отцы, братья и сёстры!

Всякий религиозный праздник Церкви Христовой является воспоминанием о событии из истории спасения. Мы собираемся вместе, чтобы возблагодарить Господа за то, что Он не оставляет своё творение несмотря на всегда присутствующее стремление человека жить не по Божиим, а по своим собственным законам. Верующий человек отличается от неверующего прежде всего тем, что он хочет жить по заповедям Божиим.  Но, очень часто, сталкиваясь с разного рода искушениями,  оказываясь несостоятельными, люди понимают, что им нужна помощь, и с надеждой взывают о ней к своему Создателю.

Надежда человеческая на спасение коренится не только на воспоминаниях об обетованиях, полученных через людей духовно одарённых, но и на простых непротиворечивых рассуждениях,  доступных каждому человеку.

Мир не может быть случайным. Он настолько велик и сложен, что замыслить его мог только Высший разум. Мир живых существ на очень маленькой, но удивительно красивой планете Земля с её разумными и свободными обитателями, способными возносить хвалу и благодарность своему Создателю, одновременно трепетно беззащитен и горделиво самонадеян. Если мир замыслен Богом,  то он не может погибнуть случайно под воздействием  внешних или  внутренних причин.  Потому что Высший Разум не играет миром подобно неразумному ребёнку, но созидает его для высших целей. И этой высшей целью может быть только включение его в Свой собственный вечный мир внутри Божественной Любви. Всякая цель предполагает соответствующие ей средства её достижения. Чтобы приобщить сотворённого человека к миру своей любви, нужно научить человека любить. А сделать это можно только через откровение Своей собственной Божественной Любви.

После того, как человек отпал от Своего Создателя и Его замысла развития жизни, на протяжении длительной истории Бог показывал человеку различные пути возвращения к своему Небесному Отечеству. Путь жизни в совершенном законе, философский поиск или желание интуитивного созерцания Истины, восхищение красотой Божьего творения, научный поиск и открытие всё новых тайн, свидетельствующих о закономерности Вселенной. Но истинная полнота любви  возможна только при наличии обоюдного стремления. Если человек стремится к Небесам, то Бог снисходит на землю. Однако даже, если человек и не очень стремится к Небесам или стремится туда незаконными путями, то Бог, видя гибельность его помыслов, преклоняет Небеса, чтобы снизойти до грешного запутавшегося в своих собственных стремлениях и надеждах человека. Слово, которое по словам евангелиста Иоанна было вначале, и Смыслом Которого сотворён мир, «стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин.1,14).

Богословский текст первой главы евангелия от Иоанна перекликается с текстом внутри иудейского предания евангелиста Матфея, обогащённого символическими смыслами и поэтическими подробностями, и рассказом евангелиста Луки, в котором уже не мудрецы, вглядывающиеся в небеса, но пастухи, живущие под ними, получают откровение о рождении Богомладенца Христа, обещанного Богом через пророков. «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил, что значит: с нами Бог» (Ис. 7,14).

По смыслу Рождественского тропаря Рождество Христово явилось именно тем Светом, Который просвещает человеческий разум, даёт человеку понять смысл собственного существования. «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови Свет разума». Свет Христов даёт новое видение Правды. В этом Свете все люди вне зависимости от национальности, образования, богатства или успешности приобретают одинаковую значимость.  Этот Свет не только освещает человеческие сердца, но и даёт увидеть и почувствовать непреложную ценность внутреннего мира человека. Мы теперь знаем, где правда, а где ложь. Нам светит путеводная Вифлеемская звезда. Казалось бы, что ещё нужно? Если человек знает правильный путь, по которому должен идти к конечной цели своего путешествия, разве пойдёт он по ложному пути? Но, к сожалению, людям свойственно сомневаться. Под древом познания добра и зла святой Григорий Богослов понимал созерцание, которым могут пользоваться только люди, достигшие высокого уровня духовного совершенства. Но для простых и не умеренных в своих желаниях оно опасно. Внутренний мир человека  зачастую затемнён и опошлен приниженностью истинных ценностей,  соблазнами суетного и временного. Его воля влечётся не внутренней интуицией абсолютного, но холодным блеском горделиво напыщенных или разукрашенных лиц, за которыми уже с трудом угадывается Образ Божий.

Вот почему Истина рождается в убогой пещере, с точки зрения просвещённого римлянина, на краю земли. Она рождается в тайне, чтобы разгореться проповедью, чудесами и Светом Христова Воскресения.

«Итак будем праздновать не пышно, - призывает святой Григорий Богослов, - но божественно, не по мирскому, но премирно, не наш праздник, но праздник Того, Кто стал нашим, лучше же сказать праздник нашего Владыки…». Предметы роскоши и изысканные угощения святитель называет дорогой грязью. «Не будем стараться, - говорит он в своей проповеди на Рождество Христово, - превзойти друг друга невоздержанностью, особенно, когда другие, созданные из одного с нами брения и состава, алчут и терпят нужду». Невоздержанностью он называет всё, что излишне, всё, что сверх нужды. Человеку не так и много необходимо на этом свете. Ему нужна достаточная пища, одежда, тепло дома и близких… Но гораздо важнее обретение смысла, неотъемлемого даже со смертью. Чтобы быть ответственным за всё и за всех, нужно жить так, как будто никогда не умрёшь. И здесь для человека огромный соблазн построить хранилище и копить бесконечно то, что со временем вместе с самим человеком превращается в грязь. Христианин же призывается богатеть верой, милосердием и надеждой. Пастухи, которым проповедовал ангел, не принесли Христу никаких дорогих даров – только умиление своего сердца. От нас Христос ждёт ещё и деятельной отзывчивости к страданию других. И верности, потому что как восклицает Григорий Богослов: «Хорошо бежать со Христом гонимым». И веры в то, что «слово Истины не побивается камнями», «ибо во Свете Твоем, узрим Свет»!

«Как держу Тебя всё держащего Твоею мощию, как повью пеленами Тебя, облекающего мглою всю землю» (канон предпразднества, песнь 9, тропарь), – восклицает церковный песнопевец, влагая эти размышления в сердце Богоматери. Потому и Церковь Святая величает её как «честнейшую и славнейшую горних воинств Деву Пречистую – Богородицу» (припевы на 9 песне канона Рождества). Дева Мария – Богоизбранная отроковица. Она - то лучшее, что земля смогла предложить своему Творцу, и в след её недоуменных вопрошаний, мы размышляем о величии Божия милосердия и снисхождения  к нашей духовной нищете.

С рождением Христа Небеса опустились на землю, стали новым жилищем для людей, для всех тех, кто восхищает свой ум к Горнему миру и живёт милостью своего сердца.

«Днесь вся тварь веселится и радуется, яко Христос родися от Девы – Отроковицы» (припев на 9 песне канона). 

 

                    Христос рождается! Славите! Христос с небес снисходит! Встречайте!    

                       Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!

 

+ ЛЕВ, МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

Рождество Христово 2013 год

Великий Новгород