1598

5 января 2013 года, в день памяти свт. Феоктиста, архиепископа Новгородского, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев освятил престол и возглавил служение Божественной литургии в Софийском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили: председатель Епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации протоиерей Александр Ранне; и.о. наместника Свято-Юрьева мужского монастыря иеромонах Арсений (Перевалов); клирики Софийского кафедрального собора: протоиерей Виктор Петернев, протоиерей Алексий Судоса, священник Святослав Цхай, священник Николай Полозов, священник Дионисий Букин; клирик церкви св. ап. Филиппа священник Павел Демочкин и клирик Покровского собора священник Евгений Зайцев.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского кафедрального собора под управлением регента Светланы Михайловой.


Историческая справка

В алтаре Софийского собора ниже уровня современного пола сохраняются остатки древнейшего престола. Они были открыты в 1893-1894 гг. академиком В.В. Сусловым, который возглавлял масштабные ремонтно-реставрационные работы, проводившиеся в  соборе в конце XIX века.

Остатки престола представляют собой пять столбцов – один в центре и четыре по углам; каждый из столбцов состоит из каменного стержня (использован плотный серовато-бежевый известняк с гладкой шлифованной поверхностью), облицованного кирпичной кладкой. Поверхности столбцов покрыты фресковой росписью, имитирующей цветной пятнистый мрамор. Полностью сохранился лишь стержень центрального столбца, в средней части которого устроена прямоугольная ниша-ковчег для закладки мощей. Высота стержня 126 см. Нижняя часть престола приподнята до 20 см в виде стилобата над общим уровнем пола. Таким образом, судя по этим следам, древний престол Софийского собора вместе с несохранившейся верхней плитой-столешницей представлял собой весьма монументальное сооружение общей высотой около 130 см, длина столешницы (если она была «заподлицо» с гранями столбцов) – 175-178 см, что составляет меру Гроба Господня.

В 1962-1965 гг. археологические остатки древнейшей престольной конструкции были подробно исследованы архитектором-реставратором Г.М. Штендером. Раскоп был законсервирован, а во время подготовки собора к возобновлению богослужений в 1991 г. перекрыт металлической конструкцией, на которой установили новый престол. Долгое время остатки древнего престола были доступны лишь для реставраторов. В 2003 г., во время обновления современного престола, в его подиуме было устроено небольшое оконце, частично позволявшее тем, кто находился в алтаре, рассмотреть содержимое раскопа.

Форма столбцов, их размеры и художественное оформление предоставили архитекторам-реставраторам достаточно сведений для того, чтобы близко воссоздать параметры и облик древнего престола в новой конструкции. При этом, однако, из соображений сохранности было решено вместо фрески – техники весьма уязвимой для механических повреждений - использовать облицовку из настоящего многоцветного пятнистого мрамора, который эта фресковая роспись имитирует. Такой мрамор принадлежит к редким породам. Крышка нового престола представляет собой массивную монолитную плиту светлого жемчужно-белого мрамора, украшенную мозаиками, образцом для которых послужили орнаментальные мотивы древней (XII века) мозаической декорации расположенного рядом горнего места. Таким же образом декорирован и беломраморный подиум нового престола. Ниша-мощевик, устроенная по аналогии с древней в центральном столбце, после вложения в неё ковчега с мощами святых, замурована круглой мраморной плитой, украшенной крестом, инкрустированным золотой смальтой.

Преимущество новой престольной конструкции дополняется тем, что она впервые предусматривает возможность максимально полного обзора находящегося в раскопе древнего престола лицами, имеющими право пребывать в алтаре: перекрытие разработано таким образом, что пол между столбцами состоит из больших пластин толстого совершенно прозрачного стекла, сквозь которое без труда можно рассмотреть подробности старинной конструкции. В ближайшее время в раскопе будет устроена специальная светодиодная подсветка древних столбцов.

Автор проекта реконструкции престола - архитектор-реставратор С.В. Лалазаров (г. Санкт-Петербург). Автор мозаической декорации – художник-монументалист Т.В. Ласка (г. Санкт-Петербург). Исполнитель архитектурной конструкции – «Город мастеров» (г. Санкт-Петербург).