478

18 апреля 2020 года, в Великую Субботу, канун Светлого Христова Воскресения, митрополит Лев совершил Божественную литургию свт. Василия Великого в Софийском соборе.

На Литургии Великой Субботы Церковь вспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад. Однако о том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: «Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: «Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3:18-19).

Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама и Еву, простирающих к нему руки, и других праведников из адских глубин.

Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад» рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».


Его Высокопреосвященству сослужили Его Высокопреосвященству сослужили клирики Софийского собора: протоиерей Александр Ранне, протоиерей Алексий Судоса, священник Николай Полозов, священник Феодор Середа, насельник Иверского монастыря Пантелеимон (Шахтахтинский), насельник Свято-Юрьева монастыря иеромонах Сергий (Шардаков).

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Марии Клеоповой.