321

В понедельник, 2 марта, начинается Великий пост, самый долгий и строгий из всех постов в году, так как на протяжении 45 дней* православные верующие не будут вкушать никакой животной пищи. О том, для чего нужен Великий пост и что нам мешает всецело погрузиться в духовное делание, рассказал председатель Епархиального отдела по образованию и катехизации протоиерей Александр Ранне.

Когда-то в древности пост длился всего один день – в Великую пятницу перед Воскресением Христовым. Потом его продлили до одной недели, а, затем, в связи с развитием монашеских традиций он стал сорокадневным. И это отнюдь не случайно. Церковь напряженно вчитывалась в историю земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, пытаясь во всем следовать его примеру. А Он, как мы знаем, удалялся от всех, уходил в пустынное место для поста и молитвы, и, находясь в одиночестве, погружался в созерцание Своего единства с Небесным Отцом. В этом отношении христиане, уходившие от мира, пытались повторить подвиг Своего Спасителя.

Что мешает человеку всецело погрузиться в созерцание высших духовных смыслов? Его привязанность к собственной плотской природе! Ее не только нужно кормить, но через ее эмоциональное отношение к земным вещам и воспоминаниям, человек постоянно возвращается к суете, связанной с привычками его каждодневной жизни. Избавиться от всего этого, сосредоточиться на главном – приближающейся встрече с Воскресшим Господом – вот главная цель сорокадневного поста. Это трудно, но все же более или менее доступно для человека, посвятившего себя монашеской жизни, потому что весь строй монастырского устава имеет ввиду именно эту цель.

Конечно, для человека, который живет в миру, которого никто не освобождает от обязанностей его мирской жизни, такая полнота духовной сосредоточенности практически невозможна. Но все же сама цель - подготовиться духовно к встрече с Воскресшим Христом - для верующего христианина остается непреложной. Ограничение в развлечениях, уход от постоянной заботы о том, как бы повкуснее и покалорийнее поесть, поиск свободного времени для молитвы, духовного чтения и духовных размышлений, помощь ближним в их трудных житейских обстоятельствах – все это доступно для всякого человека.

Церковь специальным образом помогает человеку, указывая ему в череде богослужений на главные аспекты духовных размышлений. Первая неделя через чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского приглашает человека к покаянию и покаянной дисциплине. Четвертая неделя предлагает вспомнить о крестных страданиях Нашего Господа и Спасителя, укрепляя нас в трудностях воздержания. А последняя, Страстная, через богослужебное воспоминание о последних днях земной жизни Спасителя заставляет нас размышлять над самыми трудными, вечными проблемами человеческого существования в истории. Предательство, жестокость, лицемерие, человеческая слабость, смерть, жертвенность, верность до конца – для всего этого человеку нужно мужество, которое обретается в воздержании и соблюдении традиций «духовного делания».

Пост не для того существует, чтобы навредить своему телесному здоровью или, наоборот, поправить его. Он, прежде всего, есть средство обретения духовной свободы, чистоты сердца, истинной радости от встречи с Воскресшим Спасителем. Всем православным христианам и тем, кто впервые будет поститься, желаю поста приятного именно в духовном смысле этого слова. Помните, что поститься нужно без фанатизма. Научитесь посвящать время духовным размышлениям, молитве и добрым делам. 


*Великий пост длится 48 дней, однако в праздники Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (12 апреля) по Уставу разрешается вкушать рыбу. В Лазареву субботу (11 апреля) разрешена икра.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15