502

Для светских жителей России 14 января (по новому стилю) – это Старый Новый год (после перехода страны на Григорианский календарь в первой четверти XX века календарь сместился на 13 дней назад). А для людей воцерковленных в этот день наступает праздник Обрезания Господня. По этому случаю во всех православных храмах 13 и 14 января совершаются праздничные богослужения.

Закон Моисеев и события Евангелия

В Ветхом Завете рассказывается история встречи Бога с благочестивым праотцем Авраамом. Праведник принял Господа, в образе трех путников, у себя и всячески угождал Ему, за что и получил благословение для себя и своих потомков.

Господь заключил с Авраамом и его потомством Завет, согласно которому все младенцы мужского пола на восьмой день от своего рождения должны были подвергаться обрезанию крайней плоти в ознаменование принадлежности к народу Божьему (Быт.17,10-14; Лев.12,3).

Интересно, что прозелиты (обращенные из других народов) ветхозаветной веры также обрезывали крайнюю плоть в знак своей верности единому Богу. Даже во взрослом возрасте, когда сам обряд обрезания в первые дни причиняет человеку заметно больший дискомфорт.

Когда Соломон построил Иерусалимский храм, все священнодействия стали происходить в нем и евреи, на восьмой день от рождения, начали приносить мальчиков в Иерусалим для проведения этого обряда.

Обрезание Ветхого Завета было прообразом Таинства Крещения, через которое сегодня верующие становятся членами Церкви Христовой.

Священное Писание говорит нам о том, что на восьмой день после Рождества Христова, произошедшего в Вифлееме, праведный Иосиф Обручник и Пресвятая Богородица принесли Богомладенца в Иерусалимский храм и священник, по обычаю, произвел над Ним обряд обрезания.

В это же время Искупителю было наречено имя. В соответствии с повелением ангела, явившегося ранее праведному Иосифу, мальчик получил имя Иисус (что в переводе значит Спаситель): «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2:21).

Напомним читателям, что ранее, когда Иосиф смутился беременностью Девы Марии, ангел Божий развеял его сомнения: «Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого; Родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1:20-21).

Установление и богословское значение торжества

Сам Господь принял установленное Им обрезание, чтобы дополнительно показать людям, насколько важно соблюдать заповеди Божии.

Также, по толкованию святых отцов, обрезание было призвано дополнительно показать верующим истинность Боговоплощения. Уже в первые века по Рождестве Христовом еретики докеты станут писать, что воплощение Бога было «призрачным», только «казалось» людям. Так как настоящий истинный Бог не может всерьез страдать, подобно несовершенным людям. Обличая эту ересь, Учители Церкви говорили, что Спаситель предвидел возникновение этого лжеучения и обрезание стало дополнительным доказательством истинности Его физического воплощения в нашем мире.

В споре о необходимости для христиан соблюдать все ветхозаветные установления, апостол Павел справедливо указывал на то, что Спаситель Сам прошел через обряд обрезания, но позднее установил для Церкви Таинство Крещения, чему показал пример при встрече с пророком Иоанном Крестителем на Иордане.

С установлением Спасителем новых Таинств, ветхозаветные законы были не отменены, но преобразованы в новые заповеди. Заповеди любви. Они обрели высший смысл по сравнению с ветхозаветными установлениями и, участвуя в Таинствах, ветхозаветные правила более не требуется исполнять.

По мысли апостола Павла о Крещении: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым» (Кол 2:11). С апостолом Павлом в 49 году согласились на Апостольском соборе все остальные ученики Спасителя. Поэтому в новозаветной Церкви практика обрезания и другие ветхозаветные правила вышли из употребления.

На востоке Римской империи Обрезание Господне начали отмечать с IV века по Рождестве Христовом. В Западной части Римской империи праздник распространился позднее – в VI-VII веках. В Поместных Православных Церквях это торжество относится к великим церковным праздникам.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15