470

19 августа 2019 года Православная Церковь отмечает праздник Преображения Господня на горе Фавор. В этот день митрополит Лев совершил Божественную литургию с крестным ходом и освящение плодов в Спасо-Преображенском соборе Варлаамо-Хутынского женского монастыря. Накануне в соборе было совершено праздничное всенощное бдение.

После богослужения владыка поздравил верующих с престольным праздником обители, отметив, что сегодняшний день как бы подводит первую черту под нашими трудами в течение лета, ведь сегодня освящаются фрукты и овощи, которые люди своим трудом взращивали в садах и огородах. «Божье благословение пребудет не только на этих плодах, но и на ваших семьях, и домах. Господь да сопутствует вам в ваших трудах! Дай Бог нам всем дожить до следующего праздника Преображения», - пожелал собравшимся архипастырь.

Преображение имеет важный богословский смысл, так как показывает то состояние, в котором мы будем находиться после Второго Пришествия. Слава Преображения станет достоянием тех людей, которые разделят со Спасителем радость Царства Божьего. «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – писал святитель Иоанн Златоуст. В этот день христианин должен исповедаться и причаститься, почтить праздник молитвой в храме, чтобы посредством приобщения к этому великому событию хоть на шаг приблизиться к своему собственному преображению.

В этот праздник принято освящать в храме яблоки, виноград и другие поспевшие фрукты. Очень часто далекие от Церкви люди придают освящению плодов магические свойства, что является заблуждением. Смысл освящения в день Преображения состоит только в том, что мы приносим Богу начатки нового урожая. Эта традиция берет свое начало еще со времен Ветхого Завета, когда Богом было установлено приносить в храм все, что появлялось первым на поле или в хлеву – пшеницу, плоды, ягненка. Христиане переняли эту традицию и тоже стали приносить в храм плоды своих трудов. В Палестине праздник Преображения приходился на момент созревания винограда, который и приносили для освящения, тем самым благословляя новый урожай, из которого делали вино для Евхаристии. Когда праздник пришел на Русь, то вместо винограда, который еще не научились разводить, освящали яблоки. Но смысл остался тот же – принести Богу все первое и лучшее.

Типикон предписывает воздерживаться от вкушения яблок до их освящения. И смысл этого предписания заключается не столько в воздержании от плодов на определенный период, сколько в том, чтобы первые начатки урожая сначала обязательно освятить и только после этого потреблять. В некоторых монастырях есть традиция освящать плоды первого урожая сразу, как только они созреют, и после этого вкушать их за трапезой, не дожидаясь праздника Преображения.


Его Высокопреосвященству сослужили насельник Варлаамо-Хутынского монастыря, архимандрит Макарий (Шамсутдинов); наместник Спасо-Преображенской Антоние-Леохновской пустыни, архимандрит Митрофан (Письменский); и. о. наместника Иверского монастыря, иеромонах Антоний (Битьмаев); и. о. благочинного Свято-Юрьева монастыря, иеромонах Григорий (Побожин); штатный клирик Софийского собора, иерей Николай Полозов; штатный священник церкви св. ап. Филиппа, иерей Павел Демочкин; клирик Санкт-Петербургской митрополии, иерей Герман Ранне.

Богослужение сопровождалось пением мужского хора под управлением регента, диакона Андрея Каурова.