735

Вечером 10 марта 2019 года, в Прощёное воскресенье, епископ Арсений совершил вечерню с чином прощения в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

По окончании богослужения владыка обратился со словами проповеди к прихожанам. Он отметил, что мы вступаем в великопостное паломничество, паломничество к Светлому Христову Воскресению, к встрече с воскресшим Господом:

«Обратимся к слову Божиему, которым, согласно богослужебному уставу, Церковь напутствовала нас в этот день. На Литургии мы слышали слова апостола Павла: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы, и облечемся в оружия света» (Рим. 13:12). Конечно, сказанное апостолом Павлом обращено, прежде всего, к язычникам, которые уверовали и пришли ко Христу. В древние времена, когда богослужебный строй Церкви только формировался, мы знаем, что пост перед Пасхой был установлен для христиан, которые принимали Крещение. Но так как эти события, наряду с пасхальным торжеством, были важнейшими в течение всего года, то почти сразу этот пост стал и постом всей церковной общины.

Сначала он не имел установленного времени, но к IV веку, почти повсеместно, он уже измерялся в сорок дней, по образцу, прежде всего, поста Господа Иисуса Христа в пустыне. Тогда же возникло еще одно осмысление поста как сопереживание и сострадание страстям Христовым, что особенно будет явно в богослужениях Страстной недели, непосредственно перед Пасхой. Эти смыслы сегодня должны определять наше отношение к посту. Многие из нас были крещены в детстве, в младенческом возрасте, не помнили или не сознательно давали обещание быть верными Богу, отрекаясь от сатаны, за нас это делали крестные родители. Но время Великого поста, как имеющее отпечаток крещальной практики древней Церкви, может и нами быть воспринято, как возможность обновить дух нашей верности Богу, нашей верности Христу, стремление жить в единстве с Ним. Еще более важные слова мы слышали на Литургии из Евангелия от Матфея, это слова из Нагорной проповеди, они тоже звучат как наставление для нас, начинающих святую Четыредесятницу: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6:14-15).


--цитата--

«Мы понимаем, что нужно жить по-христиански, что нужно любить Бога и ближних, но без какой-либо встряски, какой является Великий Пост, мы часто не можем вспомнить, что мы должны прощать ближних»

- Епископ Арсений- 


С древних пор, этот день называется «Прощеное воскресенье». В основе обычая, который в этот день совершается во всех храмах Церкви – просить прощения друг у друга - лежит древняя практика палестинских монахов. На пятой неделе, мы будем читать житие Марии Египетской, и там будет рассказано, как монахи из монастыря, где был старец Зосима, уходя накануне праздника Пасхи в иудейскую пустыню на 40 дней, прощались друг с другом, не зная встретятся ли они вновь. В этом обычае древних палестинский иноков заключается мудрость Церкви и важная, иногда исключительная возможность для каждого из нас. Мы понимаем, что нужно жить по-христиански, что нужно любить Бога и ближних, но без какой-либо встряски, какой является Великий Пост для повседневного течения жизни, мы часто не можем встрепенуться, не можем заставить себя что-то сделать, не можем вспомнить, что мы должны прощать ближних. Если бы мы прощали всегда и всех, то было бы прекрасно, и этот день был для нас одним из многих дней.

Но так как мы, вопреки нашему христианскому призванию, к сожалению, можем месяцами, а то и годами, иметь обиду или озлобленность, не отдавая отчет, что может быть мы сами вольно, а, может, и невольно кому-то причиняли большую боль. Именно поэтому накануне Великий поста, Церковь дает прекрасную возможность для нас, не только ритуально в храме попросить друг у друга прощения, но и, что важно, примириться с теми, с кем по-настоящему тяжело примириться. С тем, с кем разделила вражда, непонимание, это могут быть близкие люди, сослуживцы или просто знакомые. От всего сердца простить друг друга прощение - это важное условие, чтобы испытать радость прощения от Самого Господа. Потому что невозможно молиться словами молитвы Господней ежедневно, если только не бессмысленно повторять звуки: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим», без этого важного стремления - научиться прощать. Если мы не научимся прощать, то, скорее всего, мы так ничего и не поняли о христианстве. Не поняли, что Бог есть любовь, что Он призывает нас всех в Свой свет и прощает каждого из нас. Чтобы почувствовать радость прощения нас Богом, мы должны впустить в свое сердце радость прощения наших ближних и сами должны попросить прощения.


--цитата--

«Без того, чтобы простить ближних, принести добро, свет нуждающимся, отчаянным, скорбящим, озлобленным, нельзя сделать ничего по-настоящему христианского»

- Епископ Арсений -


Также Господь говорит: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6:16-18). Эти слова Спасителя имеют прямое отношение к внешним проявлениям поста. Если мы только в них будем полагать весь смысл предстоящего времени и наших усилий, то, скорее всего, это время пройдет для нас даром. Тогда эта ночь, о которой говорит апостол Павел, для нас не пройдет, а день не приблизится. Многие из нас не первый год в Церкви, не первый раз начинают поститься. Давайте же хоть в этот раз подойдем к посту осмысленно, и не будем направлять все свои усилия на гастрономию, но будем смотреть на литургическое и на духовное измерение Поста, будем вникать в слово Божие, которое звучит в храмах, читать Библию дома, обращаться к Богу соборной, церковной молитвой и дома в тайне.

В конце концов, нельзя забывать дела благотворения, о которых мы размышляли в неделю о Страшном суде, без этого тоже нет никакого поста. Если все наше внимание будет зациклено только на нас, вместо того, чтобы сделать что-то для наших ближних, спросим себя: «А нужен ли Богу такой пост?». Нет. Тайна служения Богу заключается в том, что это служение ближним. Кто-то скажет: «Как же богослужение? Мы совершаем и постные, и праздничные службы, ведь это служение Богу». На самом деле, это служение Бога нам, Он собирает нас возле Своего Престола и делает нас причастниками Своего Воскресения. Поэтому будем помнить сегодня, что без того, чтобы простить ближних, чтобы принести добро, свет нуждающимся, отчаянным, скорбящим, озлобленным, нельзя сделать ничего по-настоящему христианского. И пусть постное время для нас будет временем, когда мы сделаемся лучше, чем были, когда мы взойдем на новую ступень навстречу Богу, потому что наша жизнь - это лестница небесного восхождения, согласно Иоанну Лествичнику, а пост - это икона нашей жизни, восхождение от силы в силу, от добродетели в добродетель. Будем помнить об этом и стараться не только читать, а воплощать, то, чему нас учит Господь Иисус Христос. Начиная Пост, вспомним Его слова: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим» (Мф. 5:23–24). И сегодня примиримся друг с другом, потому что, мы, может быть, что-то не осознаем, что-то не понимаем, но, в той или иной степени, мы виноваты не только перед Богом, но и друг перед другом. Попросим же от всей души, от всего сердца прощения».


https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15