510

Вечером 14 февраля 2019 года, в канун престольного праздника, епископ Арсений возглавил всенощное бдение в храме Сретения Господня в Антоново.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. Он отметил, что событие Сретения произошло вскоре после Рождества Христова, потому что, согласно закону Ветхого Завета, на 40-й день нужно было прийти с первенцем в храм и принести за него благодарственные жертвы Богу. Это было постановление, данное Израилю в знак того, что их первенцы посвящены Богу, ведь во время событий, предшествовавших Исходу, смерть коснулась всех первенцев в Египте, кроме народа израильского. Иосиф и Мария принесли младенца Иисуса на 40-й день в Иерусалимский храм, и там их встретил некий старец Симеон, которому «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26).

Ожидание Мессии, по-гречески Христа, было сокровенной мечтой всего иудейского народа. Обетование о спасении получили уже первые люди, и дальше пророчества о Христе мы можем найти в Пятикнижии, в псалмах, но особенно эти чаяния усилились со времён Вавилонского плена. Народ ожидал спасения, обещанного Богом Спасителя, Который установит Царствие Божие. Что это за Царство? В книге пророка Исаии говорится следующее: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нём Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия... Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина. Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и телёнок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их» (Ис. 11:1-2, 4-6).

Ко времени пришествия в мир Господа Иисуса Христа, ожидание Мессии в Израиле все больше приобретало очертание земного царства, особенно в эпоху римского владычества. Люди все больше уповали на то, что придет именно царь, который освободит их, возродит золотой век эпохи царей Давида и Соломона. Но истинное представление о Мессии, Царе Избавителе, Спасителе мира, всё-таки сохранилось. Старец Симеон как бы от лица всего ветхозаветного человечества явил его в себе. Он был праведником, который прожил уже очень долгую жизнь, в которой он не видел смысла без Христа. Встретив младенца Иисуса в Иерусалимском храме, он понял, что Господь посещает в Нём Свой народ, и что грядущая смерть является для него путем к Богу. Тогда он произносит ту замечательную речь, молитву, благословение, которую мы слышим во время каждого вечернего богослужения: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2:29-32). Теперь он может с легким сердцем покинуть этот мир, потому что спасение Божие приблизилось, и Христос, Которого он держит на руках, станет Избавителем и старца Симеона, и всех праведников, пророков и патриархов Ветхого Завета.

По слову епископа Арсения, в празднике Сретения исполнились надежды не только ветхого Израиля, но всего человечества, и поэтому мы сегодня празднуем встречу человечества с Богом в лице Иисуса Христа. В Нём Божество и человечество соединились в одном лице, поэтому Он является нашим Спасителем, ведь только Бог может спасти человека от греха, но, чтобы это спасение простиралось на весь человеческий род, как подчеркивали святые отцы, необходимо было, чтобы Спаситель стал человеком. Через это воплощение, через явление Бога в этом мире, и наша человеческая природа, падшая в Адаме, искаженная собственными грехами, получает возможность для обновления и встречи с Богом. Сретение - это праздник надежды, это продолжение праздника Рождества и Богоявления, потому что в песнопениях Сретения звучит так же ярко и ясно та самая благая весть о явлении Бога в этом мире ради спасения.

«Сретение Господне имеет большое значение для каждого из нас, - отметил владыка. - Наверное, ни один человек не пришел бы в храм, если бы однажды в его жизни не произошла эта встреча с Богом, таинственная, но убедительная. Это то событие, главней которого в жизни человека ничего не может быть, обретение Бога, обретение жизни вечной. Живем ли мы радостью от этой встречи, не заглушаем ли мы её своими грехами, повседневностью, суетой, теплохладностью? Этот вопрос сегодня каждый из нас должен обратить к себе. Мы можем ощутить радость встречи с Богом, вновь почувствовать и пребывать в этой радости, в Таинствах, молитве церковной или домашней, совершении добрых дел. Если мы будем жить по-христиански, то наша жизнь будет протекать в свете этого Сретения. Таким образом, это Сретение естественным образом продолжится и за пределами нашего временного бытия. И, наконец, задумаемся над одним вопросом, который должны себе задать мы, пастыри и миряне, собранные в этот день в храмах: что каждый из нас делает для того, чтобы Церковь была тем самым местом, где люди, до сих пор не встретившие Бога, могли бы обрести эту радость Сретения?»

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15