Сведения о преподобных отцах наших Никифоре и Геннадии Важеозерских, Задне-Никифоровских

 и

 Афанасии, Дионисии, Игнатии, Корнилии, Леониде, Феодоре, Ферапонте Островских, Оятских, учениках прп. Александра Свирского

 Память их празднуется месяца августа в 30-й день

 + XVI

Многие из учеников преподобного Александра Свирского прославились подвигами благочестия: в бывшей Оредежской пустыни - ученик его преподобный Макарий, основатель пустыни, почивший в 1532 г.; в Важеозерской Спасской пустыни, в 12 верстах от Сиверского монастыря, почивает сподвижник его и основатель пустыни преподобный Никифор; а выше поименованные семь преподобных подвизались, почили и погребены в Оятской пустыни (И. П. Барсуков).

Никифор, преподобный, монах, ученик преподобного Александра Свирского, основал в половине XVI столетия пустынь во имя Спаса, находящуюся в 54 верстах от города Олонца, известную под именем Задне-Никифоровской. Пустынь сия в начале XVII века была разорена литовцами. Потом возобновлена и приписана в 1723 г. к Сяндемской пустыни. В 1764 г. обращена в приходскую церковь и приписана к Коткозерскому приходу; наконец, в 1800 г. приписана к Свирскому монастырю. Близ этой пустыни, в горе (в пещере), почивают мощи преподобного Никифора и Геннадия, сотрудника его, в часовне, в честь основателя поставленной. В Задне-Никифоровской пустыни лежат еще мощи преподобных: Игнатия, Леонида, Дионисия, Феодора, Ферапонта, Корнилия и Афанасия - учеников Александра Свирского. О житии и подвигах сих иноков достоверных сведений нет.


 Тропарь, глас 8

О тебе отче (имярек), известен бысть спасения образ. Восприим бо крест последовал еси Христу. Творяше же и учаше, еже презрети плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Тем же и со ангелы радуется преподобне дух твой.

Кондак, глас 2

Чистотою душевною Божествено вооружився, и непрестанныя молитвы, яко копие вручив крепко, пробол еси бесовская ополчения, (имярек), отче наш, моли непрестанно о всех нас.


  ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 Берташ А.

 Введенско-Оятский женский монастырь // С. 285-286.

 Монастырь расположен на левом берегу в излучине р. Ояти, близ железнодорожной станции с тем же названием (Доможировская волость Лодейнопольского района), в 210 км от Санкт-Петербурга. Оять близ Ладожского озера впадает в реку Свирь. «Местность Введенского монастыря по низменности своей не очень живописна, но привлекает к себе уединенностью, простотою обстановки и для любителя безмолвия и духовной созерцательной жизни служит отличным пособием - есть где поработать душой и телом во славу Божию», - писал автор прошлого века. От небольшого возвышения («острова») среди бывших монастырских лугов, которые прежде затапливались рекой, и повелось название находящейся на нем обители. Ныне река Оять обмелела, «острова» не бывает даже в половодье, и возрожденный монастырь получил официальное наименование Введено-Оятского.

 Когда монастырь был устроен, неизвестно. В житии преподобного Александра Свирского сказано, что родители его были «поселяне села, нарицаемого Мандеры, еже близ Островского Введенского монастыря Пресвятыя Богородицы». Таким образом, ещё до рождения преподобного (1448) обитель уже существовала. Отрок Амос - преподобный Александр - часто молился во Введено-Островской обители, на противоположном от родной деревни левом берегу реки. Впоследствии родители Стефан и Васса приняли постриг и великую схиму с именами Сергий и Варвара и почитались как святые в приладожском крае. Вероятно, не только преподобный Сергий, но и преподобная Варвара несла послушание во Введенском монастыре, что было возможно «по простоте жизни и чистоте нравов наших предков». В обители сохранялись железные вериги преподобных (их с верою надевали паломники) и образ Тихвинской Божией Матери, перед которым они, по преданию, молились. В монастыре были погребены и преподобные ученики святого Александра Свирского - Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий и Афанасий, но места их захоронения были утрачены еще в XIX веке. Есть указания на то, что сам преподобный Александр посылал их одного за другим для управления Введенским монастырем.

Обитель упоминается в грамотах великих князей и царей Василия Ивановича, Ивана Васильевича Грозного, Федора Ивановича, Бориса Федоровича Годунова, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича, Федора Алексеевича. Островский старец Игнатий писал царю Феодору Ивановичу, что в 1592 г. «приходили на наши на Новгородские места Немецкие люди войною и тожде наш монастырь и церкви и в церкви образы и книги сожгли». В Смутное время интервентами из Литвы были сожжены Богоявленский и Петропавловский храмы, оставался только Введенский. В XVII столетии и долгие годы монастырь был приписан к Александро-Свирскому. Самая старая подлинная грамота в монастырском архиве относилась к 1635 г.

В начале XVIII столетия упоминаются деревянные трехпрестольная Богоявленская (1704-1705) и Александро-Свирская (1702-1703) церкви. Деревянный монастырь не раз страдал от пожаров - в 1590, 1627, 1783 гг. В 1762 г. пожар уничтожил оба храма - деревянный Богоявленский трапезный и Введенский с Петропавловским приделом, после чего и в связи с реформой Екатерины II монастырь обеднел окончательно - здесь жили от 1 до 3 иноков. Однако вместо сгоревших удалось построить новые церкви - теплую Александро-Свирскую (1782, с 1793 - Введенская) - из старых настоятельских келий, и соборную Богоявленскую (1732, с 4-х ярусным иконостасом) - помог доход от мукомольной мельницы с лесопильным заводом на р. Чегле. Богоявленский собор, судя по описанию, соответствовал традициям северного деревянного зодчества и отличался обширными размерами.

В 1814-1817 гг. при строителе иеромонахе Кирилле было построено старейшее сохранившееся доныне и главное здание монастыря — Введенская соборная церковь. Посреди нее 21 ноября 1817 г. был освящен Тихвинский придел. В 1835 г. была поставлена на каменный фундамент вторая монастырская церковь - Богоявленская с Александро-Свирским и Петропавловским приделами и нижним храмом Преображения Господня, устроенным в 1829 г. на месте придела Божией Матери «Живоносный Источник». В этом приделе покоились мощи родителей преподобного Александра. Особенной энергией в монастырском устройстве отличался ученик святителя Игнатия (Брянчанинова), иеромонах Израиль (Андреев), «поведения весьма скромного и трезвого, к послушаниям, требующим особой бережливости, весьма способен», как отзывался о нем святитель. Он исполнял послушание во флоте, был экономом Троице-Сергиевой пустыни, а с 14 февраля 1839 г.  – строителем, потом игуменом Введено-Островского монастыря. 24 августа 1859 г. его перевели на Коневец, где он скончался в глубокой старости в сане архимандрита. «Память о нем и теперь жива в благодарных сердцах окрестных жителей, потому что он умел благовременным словом и делом дать отеческий совет на пользу каждого». И на Ояти, и в Коневском монастыре о. Израиль прославился как строитель. Во Введенском монастыре он возвел каменные кельи, хозяйственные постройки, гостиницу, колокольню с 11 колоколами (1857-1859), принял в дар от купцов Даниила Кротова и Феодора Ассысалова два позлащенных креста с частицами мощей многих святых и, наконец, позаботился о раке над мощами местно чтимых схимонаха Сергия и схимонахини Варвары. Власти c 1854 по 1865 гг. препятствовали установке раки, поскольку родители преподобного Александра не были общецерковно прославлены. При о. Израиле монастырь сподобился самого большого за свою историю денежного пожертвования - от незабвенной благотворительницы графини А. А. Орловой-Чесменской поступило 5715 руб.

К революции монастырь был самым немногочисленным из мужских — 10 монахов и 3 послушника. Старожилы показывают болотистое место у восточной стены монастыря, где вскоре после победы большевиков приняли мученическую кончину последний настоятель обители с братией.

Президиум Леноблисполкома 23 ноября 1932 г. вынес следующее постановление о ликвидации бывшей церкви Введено-Островского монастыря: «Учитывая, что община пользуется двумя церковными зданиями, что противоречит ст. 10 закона о религиозных объединениях, а также принимая во внимание нуждаемость колхоза «Ильич» в помещении для школы и клуба, новое здание Введено-Островского монастыря ликвидировать и использовать для указанных целей, древнюю церковь оставить в пользовании верующих». Новый храм вскоре был полностью разобран, но еще раньше, в 20-е годы, уничтожили каменную монастырскую ограду с башенками.

Монастырь ныне восстанавливается как женский. Вход в обитель с юга. Центральное положение занимает Введенская церковь. Она построена в духе классицизма, а композиция (венчание с луковичной главкой) и детали отделки напоминают о храмах русского барокко. Колокольня в позднеклассицистическом стиле, от которой оставалось только два яруса, ныне восстановлена с завершением в виде древнерусского шатра вместо прежнего шпиля. К югу от церкви - двухэтажный каменный братский корпус с деревянным мезонином. Между ним и колокольней - неказистый дом из силикатного кирпича. Восточнее - меньший по размерам братский корпус с примыкающей к нему кузницей. С него началось восстановление монастыря. Здесь ныне не только кельи, но и освященная вскоре после возрождения монашеской жизни домовая церковь во имя Киево-Братской иконы Божией Матери (во 2-м этаже). К югу от него и к востоку от церкви - хозяйственные строения середины XIX века: сараи, конюшни. К северу от церкви - кладбище и бывший настоятельский корпус, построенный в 1827 г. и впоследствии расширенный. На новом кладбище покоится возобновительница монастыря — игуменья Фекла (Коняшева). К северу от собора находился не существующий ныне Богоявленский храм. Участок этот не застроен, и, вероятно, доселе здесь пребывают под спудом мощи преподобных родителей святого Александра Свирского. В самой дальней, северо-западной, части - гостиница 1853 г. на месте часовни, где был дом преподобных Сергия, Варвары и Александра в деревне Мандеры (этой деревни не было уже в XIX в.), силами Всецерковного Православного молодежного движения в 1996 г. установлен крест. Особым почитанием пользуется недавно открытый целебный радоновый источник, к которому стремятся многие паломники. Место его пока не благоустроено и находится на северо-западе, вблизи монастыря.

Настоятельница монастыря — монахиня Михаила (Орешко). Обитель очень малочисленна, в 1998 г. в ней подвизались 4 монахини и несколько трудниц.

 В Санкт-Петербурге монастырю передано бывшее подворье Кашинского Сретенского женского монастыря с церковью во имя св. благоверной княгини Анны Кашинской (Б. Сампсониевский пр., 53, 1903).

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15