Память его празднуется месяца февраля в 4-й день и месяца ноября в 7-й день

  + 1532

«Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам» (Ин. 15. 14), - сказал Сын Божий.

Какое высокое преимущество для человека быть другом Сына Божия! Что же нужно, чтобы получить это преимущество? Надобно исполнять заповеди Сына Божия. После того удивительно только то, что люди так мало дорожат заповедями Сына Божия. Как счастливы, как высоки умом те, которые с юности до гроба, как блаженный Кирилл Новоезерский, творят волю Сына Божия!

Земною родиною блаженного Кирилла, родившегося для неба в 4 день февраля, был город Галич. Родители его были люди богатые и благочестивые, дворяне Белые. Кирилл еще отроком почувствовал непреодолимое желание иноческой жизни и тайно оставил родительский дом, чтобы найти на реке Обноре преподобного Корнилия, о котором много слышал он от родителей. От Галича до келии Корнилия было 80 верст. Отрок прошел 15 верст и не знал, куда идти далее. Но на дороге увидел он старца, украшенного сединами. На вопрос старца, куда идет он, Кирилл отвечал: «К Корнилию. У него, как слышно, учатся спасению, а мне хотелось бы спастись». «Благословен Бог, вразумивший тебя, - отвечал старец, - если хочешь, иди за мною к Корнилию». На другой день в виду было местопребывание Корнилия. Указывая на него, старец сказал: «Иди, чадо, к блаженному Корнилию. Я попрошу его за тебя» - и благословил его. Отрок более не видел старца.

Преподобный Корнилий с любовью принял отрока и тогда же постриг его в иночество. Было тогда Кириллу около 20 лет. Молодой инок с горячею любовью начал совершать подвиги иночества, послушание, пост, молитву. После молитвы общей со всем усилием трудился он то в пекарне, то на другой службе. В свободное от трудов время поучался житию святых, читал священные книги, особенно псалмы Давидовы. Чистая, духовная жизнь его радовала всех, живших с Корнилием. Родители блаженного, без пользы искав сына долгое время, начали уже считать его умершим, как спустя 7 лет Комельский инок сказал им, что в их пустыни ведет высокую жизнь молодой инок, неизвестно откуда пришедший. Отец отправился в пустынь с богатыми пожертвованиями и не узнал в строгом постнике Кирилле сына своего. Сын продолжал молить Господа о спасении родителей. Наконец, отец, узнав сына, объявил преподобному Корнилию, что сам желает иночества, и его постригли с именем Варсонофия. Спустя 8 дней получено было известие, что мать блаженного скончалась инокинею Еленою. По распоряжению Кирилла, оставшееся имение роздано было бедным и слугам дана была свобода. Отец прожил в обители около трех лет в посте и молитве, и сын покоил старость его до гроба.

Спустя год по смерти родителя, Кирилл, стремясь к высшему совершенству, решился вести жизнь отшельническую, в глуши лесов северных. По благословению святого Корнилия, отправился он на север ходить по пустыням. Пищу его составляли теперь то разные травы, то кора сосновая. Чаще ему случалось видеть зверей, чем людей. Так провел он около 7 лет, очищая в уединении душу молитвою и созерцаниями духовными. По временам посещал он, как благоговейный поклонник, святые места Новгорода и Пскова. Но, проходя по жилым местам, не заходил он ни в один дом и не брал ни от кого подаяний, кроме разве куска хлеба. Дух его возвысился в таких подвигах, но телесное здоровье ослабело, и он молил Господа указать ему место постоянного пребывания. Молитва была услышана. Дойдя до Тихвинского монастыря Богоматери, он провел в нем три дня в непрестанной молитве к Пречистой Владычице. Во сне явилась ему Матерь Божия и сказала: «Угодник Пресвятой Троицы, раб мой, Кирилл, пойди на восточную страну, к Белоозеру, и явит тебе Господь и Сын Мой место упокоения для твоей старости». Кирилл из Тихвина пошел к Белоозеру, с Кобылиной горы увидел он Новое озеро и на нем Красный остров. Ангел во сне известил, что здесь место его. На Кобылиной горе и ныне стоит часовня, а в ней та самая Тихвинская икона Богоматери, с которою пришел сюда преподобный Кирилл. Сюда каждый год бывает крестный ход из обители в благодарное воспоминание о милости Божией, основавшей обитель. Преподобный Кирилл на Красном острову, под высокою елью, устроил себе хижину, это было в 1517 г.

У крестьян дер. Шиднем Дия, Григория и Давыда выпросил он Красный остров для основания обители. Построив другую келию, сборную для ожидаемой братии, соорудил он две малые церкви – Воскресения Христова и Одигитрии. Вероятно, тогда, как испрашивал он благословение архипастыря на освящение храмов своих, посвящен он 6ыл в сан священства. Церковная песнь поет: «Зная, что разумение Богодухновенного Писания - средство ко спасению, ты благоговейно изучил все писание, преподобный Кирилл; затем  и принял сан священства».

Первым учеником его на острове был Дионисий, потом стали приходить к нему и другие. Немало искушений встречалось для новой обители молитвенников. Но преподобный Кирилл был уже тверд. Рыболовы, приезжавшие на остров, видели в Кирилле своего врага, они делали ему разные оскорбления, домогаясь согнать его с острова. Блаженный переносил оскорбления их терпеливо. Не так принял он людей, живших бесчестным, бесчеловечным ремеслом (в тогдашнее время таких людей было довольно много). Шайка разбойника, грабившего берега Нового озера, досадовала уже и на то, что поселились на острове люди, которые могут знать о ее делах. Хищники приплыли на челнах к Красному острову. «Сыны беззакония! - грозно сказал преподобный при встрече с ними, - вы забыли, что есть грозный суд правды Божией, и на пустой остров явились вы для грабежа, и у пустынника думаете найти корысть. Что вы делаете?»... Приведенные в ужас, хищники молили простить их. «Вперед не злодействуйте, чтобы не быть в аду», - сказал преподобный и отпустил их. Это чудесное укрощение злодеев утешило и одушевило собравшихся к преподобному молитвенников. В другой раз, теснимые бедностью, воры сняли колокола у бедного храма обители и спешили переправиться на другой берег, но заблудились. «Зачем вы прибыли сюда?», - спросил встретивший их Кирилл. Те пали к ногам святого мужа и просили прощения. «Еще не бывало того, - сказал преподобный, – чтобы кто-либо счастлив был чужим добром. Алчешь чужого – потеряешь свое. Вор не бывает богат, а бывает горбат. И с умом воровать, беды не миновать. Вот - трудовая копейка - до веку живет. Заработанный ломоть лучше краденого каравая. Помните ту народную мудрость». Затем велел он накормить их и отпустить с миром.

Блаженный служил для учеников своих образцом подвижнической жизни: сам копал землю и рубил лес. В жестокие морозы ходил в худой одежде и даже иногда босой. Когда только нужно было для других, сам совершал литургию, никогда не утомляясь.

Однажды похотливая жена вздумала прельстить блаженного на грех. Она явилась в келью, когда чтением молитв готовился он к совершению литургии. На вопрос блаженного: «Зачем пришла?» - лукавая отвечала, что, не зная, где добыть огня, пришла за огнем. Преподобный обличил ее пред всею братиею: «Вздумала, - говорит он, - видеть тело мое мертвое, заживо погребенное». Пораженная страхом, трепетала она всем телом. Преподобный успокоил ее кротким наставлением, но запретил женам являться на острову его. Блаженный Александр Свирский присылал ученика своего Никифора видеть подвижника Божия Кирилла. Было чему учиться у него ученикам его. (См. Сказание о Никифоре Важеезерском - в Дополнении – Сост.)

Благодать Божия до того возросла в духе блаженного подвижника, что открывалась и для людей сторонних в осязаемых опытах. Ученик его Дионисий видел при Литургии ангела, сослужащего преподобному. «Чадо Дионисий, - сказал Кирилл, - судеб Божиих не испытуй и до отшествия моего к Богу не сообщай никому, что тебе открыл Господь, духовной радости Податель».

В обитель Кирилла собралось много иноков, а средства обители были бедны, и ученики Кирилла по временам страдали от недостатков содержания. Преподобный усердно молился за учеников, и помощь подаваема была неожиданно. Раб Божий доставил им и постоянное обеспечение. Князь Иван Васильевич Пенков был тяжко болен. Во сне говорит ему кто-то: «Иди в пустынь Кирилла Белого, за Тихвин, и выздоровеешь». Князь спрашивал потом, что это за пустынь. И узнав, что она на Новом озере, отправился по указанию. Когда увидал он блаженного Кирилла, то узнал в нем являвшегося ему. По просьбе больного князя, Кирилл служил литургию и молебен. От жестокого мороза другие не могли стоять в церкви, а Кирилл служил в разодранной одежде своей и босой. Больной князь совсем выздоровел и, признательный к милости Божией, дал грамоту - выдавать для обители Кирилловой каждый год 40 мер ржи, масло и соль. Церковная песнь поет блаженному Кириллу: «Мглу страстей прогнав молитвами, ты представил Богу сердце твое чистым, потому и вселилась в тебя благодать Святаго Духа, так что видел ты будущее, как близкое к тебе, и просившим у тебя с верою разрешил узы неплодствия». Пред кончиною своею преподобный видел и объявил бедствия, готовившиеся для России. «Будет, - говорил он, - на нашей земле мятеж между людьми и беды великие, прольется сильный гнев Божий, падут от меча многие, и многие разбросаны будут между чужими. Плачьте, братия, пред Господом и Пречистою Материю Его за твердость русского царства». Потом прибавил: «Но царство наше будет умирено и устроено Богом». Причастив Святых Таин, оградив себя крестным знамением, сказал он: «Слава Богу за все», - и предал Господу дух свой 4 февраля 1532 г.

Вслед за кончиною преподобного Кирилла открылись знамения близости его ко Господу. Больной инок Кириак, послушанием которого было ловить рыбу для братии, по болезни не был при погребении преподобного и сильно скорбел о том. Явился преподобный и сказал: «Что ты так болен, брат Кириак? Вставай, иди ловить рыбу». Осенив больного крестным знамением, престал он быть видимым. Больной, дотоле лежавший без употребления рук и ног, начал двигаться, а принесенный к гробу преподобного, совсем выздоровел. Рассказав изумленной братии бывшее ему видение, пошел он ловить рыбу и наловил столько, как никогда прежде.

В ряду разных исцелений, следовавших затем, особенно поразительно исцеление инока Макария. Он поступил в Новоезерскую обитель из Корельской стороны. Своевольный и сварливый, не хотел он переносить скудость обители и вышел в монастырь г. Белозерска. Здесь посетила его жестокая болезнь, так что не ел, не спал он. Придя в сознание грехов своих, обратился он с молитвою к преподобному Кириллу. Почувствовав затем некоторое облегчение, он, по его просьбе, отведен был в обитель преподобного. Здесь вдруг стал он кричать и упал бездыханным. Испуганная братия положили его на самый гроб преподобного. Он очнулся, встал и вот что говорил о себе: «Демоны без милости мучили меня, но благолепный старец прогнал их жезлом. «Встань, - сказал он мне, - и более не греши».

Царю Иоанну святой Кирилл, явясь во сне, сказал не ходить в приемную палату до 3-х часов дня. И в этот час палата упала, отчего несколько человек лишилось жизни. Спасенный царь, кроме того что утвердил за обителью деревни Шиднем и Кобылино, отдал монастырю всю землю на З версты во все стороны монастыря. Это было в 1542 г.

В 1620 г. жена священника Михаила, села Кема, сильно страдала от родов. Преподобный явился ей в иерейском облачении с крестом в руке и сказал: «Иди в монастырь мой и будешь здорова». Она почувствовала облегчение, хотела идти в обитель, но удержана была родными под опасением за нее. Преподобный явился опять в прежнем виде, но еще держал свечу и кадильницу. «Не бойся, Антонина! - сказал он, - пусть священник со свечою и ладаном отслужит молебен, и ты будешь здорова. Мужу твоему иерею Михаилу скажи, чтобы учил людей добру. Видите гнев Божий: то нападают иноплеменники, то посещает голод или мор. Это за то, что презирают праздники Божии, не постятся в среду и пяток, не чтят воскресного дня и валяются в грязи грехов. Если не покаются, хуже того будет».

Дивная сила молитвы святых Божиих! В деревне Шиднем поныне живут, не вымирая, потомки Дия, Григория и Давыда, уступившие остров преподобному для обители молитв.

Мощи преподобного Кирилла обретены были нетленными при основании нового храма, строившегося по обету спасенного от бед боярина Морозова. По определению собора, мощи свидетельствованы были Вологодским архиепископом Маркеллом. А в 1652 г. августа 22-го дня перенесены были в раке в новый храм, где и ныне почивают, источая чудеса.


Тропарь, глас 8

Божиим Духом подвизаемь, слез твоих тучами изсохшее напоил еси, и безплотное в пустыни житие показал еси, и еже из глубины сердца бодренными молитвами и постом благодеяния труды уплодоносил еси, и вселенную всю просветил еси сиянием чудес твоих, отче наш Кирилле, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Тропарь, глас 8 (Обретение мощей)

Яко светильник явился еси всесветел во отоце Нова езера на Красном острове, преподобне отче Кирилле, ты бо крест Христов на рамо взем, усердно Тому последовал еси, чистотою Богови приближився, от Него же и силами чудес обогатися, тем и мы любезно прибегаем к раце честных мощей твоих, умильно глаголем: о преподобне отче Кирилле, моли Христа Бога спастися душам нашим.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15