Память его празднуется месяца июля в 30-й день  и месяца августа в 8-й день

  + 1479

 Преподобный Герман был родом из города Тотьмы. Родители его были люди простые и благочестивые, почему Герман в юности своей не был научен даже и начаткам образования и на всю жизнь остался неграмотным; но ум и сердце его без школы и книг были воспитаны в строгих правилах христианской нравственности и благочестия. С юных лет стремясь к богоугождению и спасению, он по достижении зрелого возраста посвятил себя всецело на служение Богу в иноческой жизни. Молва о чрезвычайном удобстве Соловецкого острова для пустынного подвижничества привлекла его на Беломорский берег, и с рыболовами летом, вероятно, 1428 г., он посетил место своих будущих подвигов. Хотя Соловецкий остров вполне соответствовал влечениям его души и представлялся ему совершенно удобным для глубокого безмолвия, однако же он не решился остаться там на жительство один. По окончании лета Герман возвратился с рыболовами на Поморский берег и, поселившись на реке Выге при часовне, подвизался в молитве и посте.

Но, узнав и полюбив Соловецкий остров, преподобный Герман сделался проводником и сожителем первым обитателям его – преподобным Савватию и Зосиме. Удалившись из Валаамского монастыря и отыскивая более уединенное место, инок Савватий, объятый огнем божественной любви и смиренномудрия, устремился к Белому морю с непреодолимым желанием достигнуть Соловецкого острова. На реке Выге он встретился с преподобным Германом, от которого еще более услышал об удобстве Соловецкого острова для пустынножительства. Заготовив ладью, съестные припасы и орудия для возделывания земли, иноки поплыли на остров и поселились в келье с версту от берега. Здесь они были утешены особенным знамением, предвещавшим будущее предназначение острова. На острове поселился рыбак с женой. В один воскресный день рано утром преподобный Савватий услышал плач и стоны, и когда преподобный Герман пошел к месту, откуда они слышались, то увидел женщину в слезах, которая и рассказала ему, что два светлых юноши били ее, повелевая оставить остров,  определенный по воле Божией для жительства иноков. После этого рыбак с женой отплыл с острова.

Несколько лет продолжалось это пустынное сожительство преподобных Германа и Савватия. Оно кончилось вместе со смертью преподобного Савватия, которая случилась в отсутствии преподобного Германа, отправившегося на реку Онегу за припасами, и случилась не на острове, а на реке Выге, куда преподобный Савватий приплыл в предчувствии кончины для причащения Святых Таин. По смерти преподобного Савватия, Герман нашел другого ревнителя пустынной жизни в юном отшельнике Зосиме, которого пленил своим повествованием о Соловецком острове. Пустынники прибыли в 1436 г. на остров и поселились близ пресноводного озера. Преподобный Зосима поставил себе келью, а в полуверсте от него Герман устроил для себя кущу. С этого времени преподобный Герман делается постоянным обитателем острова, участником молитвенных подвигов преподобного Зосимы и ревностным помощником его в основании монастыря. Будучи человеком не книжным, но убежденный в том, что жизнь великих подвижников весьма назидательна, Герман впоследствии велел записать клирикам для памяти все, что он видел при жизни преподобного Савватия, о происшествии своем с ним на острове  и о разных событиях из жизни блаженных отцов. Таких записок составлялось немало, ими воспользовался ученик преподобного Германа - Досифей при составлении жития преподобных Зосимы и Савватия.

Более 50 лет преподобный Герман прожил на холодном острове, стараясь как можно более быть полезным для обители. И при жизни преподобного Зосимы, и по смерти его он по нуждам монастыря не раз путешествовал на твердую землю. Святая любовь не взирала ни на опасности плавания по обманчивому морю, ни на другие неудобства пути, нелегкие особенно для дряхлой старости. Самая смерть застигла его на службе обители. При игумене Арсении, преемнике святого Зосимы, преподобный Герман был послан в Новгород по делам монастыря. В обители святого Антония Римлянина почувствовал близость кончины и, после исповеди и причащения Святых Таин, мирно предал дух свой Богу. Ученики его везли тело почившего в Соловецкий монастырь, но за распутицей оставили его на берегу реки Свири у часовни деревни Хавроньиной. Через пять лет, при игумене Исаии, братия решились перевезти гроб преподобного Германа в Соловецкую обитель. Посланные, откопав в земле и открыв гроб его, нашли мощи нетленными. Гроб, встреченный в обители с великой честью, сначала был поставлен близ алтаря, по правую сторону церкви святого Николая, рядом с мощами преподобного Савватия. Потом над местом погребения преподобного Германа была устроена часовня, а в 1860 г. -  каменная церковь во имя его.

Здесь же стоит каменный четвероконечный крест, стоявший в келье преподобного Савватия, пред которым молился вместе с ним и авва Герман.

Предание сохраняло память о явлении преподобного Германа пресвитеру Григорию на старой Тотьме; почему в 1602 г. этим пресвитером был составлен древний тропарь преподобному и написан образ, где преподобный представлен вместе со святыми Зосимой и Савватием. Притекавшие к сей иконе получали исцеления в тяжких болезнях.

Церковная память преподобного Германа с 1692 г. совершается местно в Соловецкой обители 30-го июля, по благословенной грамоте Московского и всея России патриарха Иоакима.


Тропарь

Украсившись премудре, постническим житием, спостник был еси и сожитель в морском отоце преподобным отцем Зосиме и Савватию, сподвизався в молитвех и трудех и в пощениих, преподобне отче Германе: но яко имея дерзновение к Богу, моли избавити нас от враг и спасти души наши.

Тропарь, глас 8

Желанием духовным от юности распалаем, преподобне Германе, Христу тесным жития путем последовал еси, и в морский пустынный остров, аки в тихое пристанище, вселився, в нем многая лета постнически пожил еси, иде же блаженным отцем Зосиме и Савватию сожитель был еси: с ннми же моли Христа Бога о нас, любовию чтущих память твою.

Кондак, глас 4

Вышних желая, вся долу влекущая возненавидел еси и, отечество свое оставль, в поморие пустынное отшел еси, та же в морский остров удалився, в нем многа лета Господеви поработал еси. Тем же, память твою празднующе, любовию вопием ти: радуйся, Германе Богомудре, отче наш.