Преподобные: Климент, Никифор, Кирилл, Никита и Исаак Сокольницкие, Новгородские

 Память их празднуется месяца мая в 4-й день, месяца июня в 17-й день и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице

  XIV - XV вв. (XII в. - ?)

Святые братья Алфановы, по преданию народному, почитаются Новгородскими посадниками. По смерти своей, последовавшей около 1115 г., они были погребены в бывшей Сокольницкой обители, которая находилась за валом на Торговой стороне Новгорода. Предание гласит, что святые мощи пяти братьев Алфановых внезапно открылись за алтарем монастыря во имя святителя и чудотворца Николая, что в Сокольницах, одному благочестивому строителю близ стоящей Рождественской обители, в 1162 г. В продолжение трех дней трижды предавал он их земле, и три раза они опять появлялись поверх ее. Старец возвестил о том владыке, который не велел более погребать их, но приказал устроить для них каменную раку и положить их в нее. Вскоре святые братья явились в Москве одному расслабленному боярину и, восставив его с одра болезни, внушили ему соорудить часовню над их ракою. Исцеленный с благодарностью исполнил это внушение святых угодников Божьих, а между тем и в самом Новгороде многие чудеса ознаменовали прославление их.

По другим же источникам, святые братья Алфановы жили гораздо позже: они основали девичий Сокольницкий монастырь в 1389 г. и были родственниками известного в летописях воеводы Новгородского Якова Алфана.

Мощи сих святых пяти братьев Алфановых, Сокольницких чудотворцев, почивают под спудом в Богословском приделе Богородице-Рождественской соборной церкви Антониева монастыря, в который они были перенесены в 1775 г., при митрополите Новгородском Гаврииле по случаю совершенного истребления Сокольницкой обители пожаром.

Местная память святых братьев Алфановых совершается 4 мая, в день перенесения мощей их из бывшей Сокольницкой обители.


Тропарь, глас 1

Послушаша Господня гласа, добрии рачители бывше, благий Его Ярем на ся вземше, усердно понесосте и постничества путь достигше, преподобнии отцы, святии чудотворцы, воини Небеснаго Царя Христа, Никито, Кирилле, Никифоре, Клименте и Исаакие, сего ради от Вседержительныя десницы венцы неувядаемыми увязостеся, и Небесною славою одеястеся, и чудотворении обогатистеся, тем же и о нас молите не престайте, да получим вечных благ, мы же сице взываем: слава Давшему вам к подвигу крепость, слава Венчавшему вас, слава Дающему вами всем исцеления.


 ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ

 Основным источником сведений об Алфановых является «Сказание о явлении святых мощей преподобных и богоносных отец наших Никиты, Кирилла, Никифора, Климонта и Исакия, Новгородских чюдотворцев, нарицаемых Алфановых, единородных братий по плоти», созданное около 1606 г. в связи с описанием многочисленных чудес, совершившихся от мощей святых в 1562-1603 гг.

Андроник (Трубачёв), игумен.

 Алфановы //    С. 65.


Наиболее ранним сохранившимся изображением Алфановых является надгробный образ 1701г. (НГОМЗ) из церкви святителя Николая Сокольницкого монастыря, созданный по указу Новгородского митрополита Ионы. Очевидно, именно эта икона упоминается в Отенских святцах 1718 г.: «Мощи их под спудом; службы нет, тропарь и кондак есть, и образы их на гробе на дске написаны; чудеса есть; память июня в 17 день» (Филарет (Гумилевский). С.99.Прим.147). Икона относится к типу двухъярусных композиций, где в верхней части изображен Деисус, в нижней – фигуры чтимых святых. Алфановы представлены прямолично, в рост, в левой руке каждый держит свернутый белый свиток (кроме юного преподобного Климента), правая поднята к груди (у преподобных Никиты и Никифора ладонью наружу); облачены в платья с оплечьями, поясами и каймой, украшенной «каменьями» и «жемчужной» обнизью, и в боярские шубы; одеяния богато орнаментированы золотыми и серебряными растительными узорами. Преподобный Климент представлен безбородым, с округлым ликом и короткой прической; лик преподобного Кирилла, с высоким лбом, обрамляют вьющиеся седые волосы и короткая, слегка раздвоившаяся на конце борода; преподобный Никита изображен с длинной, сужающейся книзу бородой, с высоким лбом и короткими седыми волосами; у преподобного Никифора небольшая клинообразная борода, темные волосы, ниспадающие прядями на плечи; округлый безбородый лик юного преподобного Исаакия обрамлен кудрями.

Более ранние изображения Алфановых, которые могли находиться у раки святых после обретения мощей и прославления, в настоящее время неизвестны.

Комарова Ю. Б.

 Иконография //  С. 66.

 

В полуверсте от Рождественского монастыря к югу, на возвышении, именуемом Сокольей горкой, располагался Сокольницкий Николаевский женский монастырь, который существовал уже в XII веке и изначально был мужским…. Там же были погребены святые братья Алфановы, почитаемые чудотворцами. Упразднен был монастырь в 1764 г., а спустя 10 лет в результате страшного пожара погибли все его строения. Иноки были переведены в Михалицкий монастырь. Тогда же совершилось перенесение мощей святых чудотворцев братьев Алфановых в Антониевскую обитель.

Жервэ Н. Н.

 Монастыри Красного поля и его окрестностей //

 София50. Новгород. 1997. № 1. С. 16.


 В 1775 г., после того как сгорел новгородский Сокольницкий монастырь, в Антония Римлянина монастырь были перенесены мощи преподобных братьев Алфановых, помещены в пределе во имя апостола Иоанна Богослова Рождественского собора, где почивают и в настоящее время.

 Гордиенко Э. А., Сарабьянов В. Д., Секретарь Л. А.

 Антония Римлянина в честь Рождества

 Пресвятой Богородицы мужской монастырь // 55  С. 692–695.